Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиционный завод имени Ю.А. Гагарина"

КнААЗ


СА-20П(ОСА)

Одномоторный самолет-амфибия

История создания однодвигательного самолёта-амфибии ОСА

С 1992 года на предприятии ОАО «КнААПО» совместно с ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» велись работы по программе Бе-103. Самолет выпускался серийно на ОАО "КнААПО", нашел своих покупателей в Северной Америке, Бразилии, Китае, Малайзии, Болгарии. В рамках диверсификации производства самолета Бе-103, на предприятии ОАО «КнААПО» был разработан однодвигательный самолет-амфибия ОСА, ориентированный на российских заказчиков. Преемственность конструкции Бе-103 (70%), отечественная силовая установка и ПКИ – сделали однодвигательный самолет-амфибию ОСА более приемлемым для производства и эксплуатации в РФ и странах СНГ. Прототип однодвигательного самолета-амфибии ОСА – единичный экземпляр лёгкого экспериментального самолета-амфибии СА-20П в результате испытаний, проходивших с 2002 по 2005 г., совершил порядка 100 полетов (общий налет составил 28 часов) и имеет следующие характеристики:

Достигнутые лётно-технические характеристики СА-20П (по состоянию на февраль 2005 года)
Двигатель (мощность, л.с.) 1хМ-14Х (360)
Максимальная взлетная масса, кг 2270
Масса пустого самолета, кг 1670
Максимальный вес полезной нагрузки, кг 600
Максимальный вес коммерческой нагрузки, кг 400
Максимальный запас топлива, кг 216
Максимальная скорость полета, км/ч 210
Крейсерская скорость полета, км/ч 180
Скорость сваливания (макс. взлетная масса, МСА), км/ч 110
Максимальная дальность полета (с АНЗ на 0,5 ч), км 900
Дальность полета с ком. нагр. 400 кг (5 пассажиров), АНЗ на 0,5 ч, км 400
Длина разбега по суше/воде (при макс. взлетной массе), м 300/600
Практический потолок, м 4700
Максимальная высота волны при взлете/посадке, м 0,5

Комплектация самолета пилотажно-навигационным и специальным оборудованием возможна по выставленному заказчиком техническому заданию.
В случае Вашей заинтересованности, ОАО «КнААПО» готово направить в Ваш адрес проект контракта на изготовление и поставку самолётов ОСА. Своё обращение Вы можете направить по адресу:

РОССИЯ, 681018, г. Комсомольск-на-Амуре,
ул. Советская, д. 1, ОАО «КнААПО»,
Тел: +7 (4217) 52-39-59
Факс: +7 (4217) 52-64-51, 22-98-51, 22-98-77
E-mail: opgt@knaapo.com

Описание однодвигательного самолёта-амфибии ОСА

Современный легкий многофункциональный однодвигательный самолет-амфибия ОСА предназначен для перевозки людей и грузов в труднодоступных для других видов транспорта районах, имеющих протяженные прибрежные территории с большим количеством рек, озер, водоемов.

Условия эксплуатации

Самолёт может эксплуатироваться на аэродромах класса А, Б, В, Г, Д и Е, грунтовых ВПП при прочности грунта σ = 4 кг/см2, а также с внутренних водоёмов и морских акваторий глубиной не менее 1,25 м. ОСА пригоден к эксплуатации днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Полеты могут осуществляться визуально и по приборам.
Базовый вариант самолета оборудован одним постом управления. В случае необходимости проведения учебно-тренировочных полетов, на самолете возможна установка второго комплекта органов управления.
Самолет прост в управлении и не требует высокой квалификации летчиков. Пилотирование самолета возможно пилотами от IV класса.

Описание конструкции

Планер

Аэродинамическая схема однодвигательного самолета-амфибии ОСА - моноплан с низкорасположенным, водоизмещающим крылом, имеющим корневые наплывы. Реализация на самолёте классической гидродинамической компоновки в совокупности с низкорасположенным крылом позволяет получить максимально возможное гидроаэродинамическое качество в процессе разбега по воде, а отсутствие поддерживающих поплавков повышает аэродинамическое качество самолёта. Материалы, применяемые в конструкции планера самолета, выбраны с учетом обеспечения необходимых прочностных и весовых данных, заданного ресурса, а также с учетом пожаробезопасности и долговечности самолета.

Фюзеляж

Фюзеляж самолета выполнен по силовой схеме полумонокока с работающим продольным набором и работающей обшивкой. Для обеспечения требований непотопляемости лодка разделена гермоперегородками на пять водонепроницаемых отсеков. В носовой части лодки размещены бортовые утки для швартовки к самолету на плаву и для буксировки и подъема самолета. В нижней носовой части лодки расположен проем ниши передней опоры шасси с автоматическими створками. Основные опоры шасси крепятся к нервюрам крыла и убираются вперед по полету в нишу крыла.

Крыло

Крыло конструктивно выполнено разъемным и состоит из средней части крыла (СЧК) и двух отъемных частей (ОЧК). Элементы конструкции крыла самолета соединены высокоресурсным крепежом. Между передним лонжероном, носком, промежуточной и концевой нервюрами СЧК расположены топливные отсеки. В топливных отсеках имеются съемные крышки люков, а в носовых и хвостовых отсеках крыла люки для монтажа и осмотра конструкции и оборудования в процессе эксплуатации.

Оперение

Горизонтальное оперение самолета снабжено рулем высоты, установленным в зоне обдува воздушным трехлопастным винтом.


Хвостовое оперение самолета состоит из стабилизатора, руля высоты с триммером, киля, форкиля и руля направления с триммером. Конструкцией предусмотрены съемные крышки для монтажа системы управления рулем направления.

В нижней части руля направления установлен гидроруль, который имеет два положения: убранное и выпущенное. Благодаря установленному на самолете гидрорулю радиус разворота на воде не превышает 0,5 размаха крыла.

Силовая установка

Силовая установка самолёта ОСА состоит из двигателя М-9Ф производства Воронежского МЗ, с винтом типа MTV-9, подмоторной рамы, выхлопного коллектора, приводов управления двигателем и агрегатами, а также из систем охлаждения, запуска, топливной и масляной. Запуск двигателя - сжатым воздухом.

Мощность двигателя: 420 л.с., используемое топливо: Б91/115 ГОСТ 1012-72, 100/100LL, используемое масло: МС-20 ГОСТ 21743. Возможна эксплуатация данного двигателя на автомобильных бензинах с октановым числом не ниже 85 (типа АИ-95).
Тип воздушного винта MTV-9: изменяемого шага, тянущий.

Кабина

Фонарь

Каркас фонаря металлический, профили элементов выполнены из листов алюминиевого сплава, штампованно-клёпаной конструкции, потолочная панель задней части фонаря стеклопластиковая, сотовой конструкции.

Интерьер

Интерьер самолёта выполнен с учетом требований эргономики, эксплуатационной технологичности, а также создания комфортных условий для пассажиров и экипажа. Боковые окна закрываются лёгкими солнцезащитными шторками. В передней части салона размещены предметы морского оборудования. В задней части салона оборудован багажный отсек объёмом 0,8 м3.
Салон самолета имеет эффективную теплозвукоизоляцию

В кабине самолёта расположены рабочие места пилотов и кресла для пассажиров - 6 кресел по два в ряду. Проход между креслами 170 мм, шаг кресел 1220 мм и 860 мм. Для удобства входа в кабину левое кресло пилота имеет откат до 310 мм.

Шасси

Шасси самолёта выполнено по трёхопорной схеме с носовым колесом. Основные опоры крепятся к нервюрам крыла и убираются вперёд по полёту в нишу крыла. Передняя опора с самоориентирующимся колесом крепится к шпангоуту носовой части лодки и убирается вперёд в нишу. Уборка-выпуск шасси осуществляется гидросистемой.

Бортовое оборудование

Базовый вариант самолета имеет комплект приборного и радиосвязного оборудования (российского производства), необходимого для выполнения полетов по правилам визуальных полетов (ПВП). Возможна установка бортового оборудования для выполнения полетов по приборам (ППП).

Лётно-технические характеристики однодвигательного самолёта-амфибии ОСА.  
Количество пассажиров/экипаж, чел 5/1
Двигатель (мощность, л.с.) 1хМ-9Ф (420)
Максимальная скорость полета, км/ч 240
Крейсерская скорость полета, км/ч 210
Скорость сваливания (макс. взлетная масса, МСА), км/ч 110
Максимальная дальность полета (с АНЗ на 0,5 ч), км 1200
Дальность полета с 5 пассажирами (с АНЗ на 0,5 ч), км 513
Максимальная взлетная масса, кг 2270
Масса пустого самолета, кг 1680
Максимальный вес полезной нагрузки, кг 600
Максимальный вес коммерческой нагрузки, кг 400
Максимальный запас топлива, кг 245
Крейсерская высота полета, м 3000
Длина разбега по суше/воде, м 260/570
Максимальная высота волны при взлете/посадке, м 0,5
Эксплуатационный диапазон температур, oС от –40 до +45
Назначенный ресурс службы, летных часов 12000
Срок службы, лет 15
Стоимость одного часа полета, $ 120

Геометрическая схема однодвигательного самалета-амфибии ОСА

Внешний вид модернизированного самолета-амфибии с ТВД

В результате установки данного ТВД планируется получить следующие преимущества по сравнению с ОСА (с двигателем М-9Ф):

  • снизить массу пустого самолета на 220-250 кг, что позволит увеличить количество пассажиров до 7 человек;
  • сократить взлетную дистанцию с воды на 20 %;
  • увеличить скороподъемность;
  • увеличить практический потолок до 8000 м;
  • осуществить переход реактивное на топливо ТС-1, JP-4.

 

Расчётные характеристики модернизированного однодвигательного самолёта-амфибии с ТВД мощностью 500 л.с.  
Количество пассажиров/экипаж 7/1
Максимальная скорость полета, км/ч 270
Крейсерская скорость полета, км/ч 210
Скорость сваливания (макс. взлетная масса, МСА), км/ч 112
Максимальная взлетная масса, кг 2270
Масса пустого самолета, кг 1540
Максимальный вес полезной нагрузки, кг 730
Максимальный запас топлива, кг 460
Максимальная дальность полета (с АНЗ на 0,5 ч), км 1360
Дальность полета с 5 пассажирами (с АНЗ на 0,5 ч), км 600
Крейсерская высота полета, м 3000
Длина разбега по суше/воде, м 245/400
Максимальная высота волны при взлете/посадке, м 0,5

Дополнительные фото-видео материалы по теме: