Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина"

КнААЗ


Люди, события, факты


Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре   

25.02.1932 Начальник ГУАП НКТП П. И. Баранов подписал приказ о начале строительства трех авиационных заводов, в том числе завода № 126.
01.03.1932 Начальником строительства завода № 126 назначен К.Р. Золотарев.
15.04.1932 Смонтирована и сдана в эксплуатацию первая временная электростанция.
31.05.1932 К берегу нанайского стойбища Дземги причалил пароход «Капитан Карпенко» и высадил отряд первостроителей завода № 126 в количестве около 140 человек.
15.05.1933 Вступила в строй первая механическая мастерская.
17.01.1934 Завершился ледовый переход Хабаровск-Комсомольск 1-й бригады Особого строительного корпуса. На стройку завода № 126 прибыл 30-й строительный батальон ОСК в количестве 1 000 бойцов.
18.07.1934 День рождения завода. Состоялась закладка главного корпуса.
07.1934 ЦК ВЛКСМ организовал для завода № 126 набор 1 000 комсомольцев на контрактной основе и с более высокими требованиями к профессиональному и общеобразовательному уровню.
01.08.1934 Вступил в должность начальник строительства и 1-й директор завода К.Д. Кузнецов.
01.05.1935 Сдан в эксплуатацию заводской клуб им. П.И. Баранова.
20.07.1935 Первым из цехов введен в эксплуатацию инструментальный цех № 9.
01.09.1935 Начались занятия в первой на Дзёмгах школе № 7, построенной силами работников завода за 45 дней.
13.09.1935 Первым из производственных цехов введен в эксплуатацию механический цех № 1.
11.1935 Введены в число действующих и приступили к освоению основных операций технологического процесса остальные производственные цехи завода.
1-я половина 1935 года После прохождения практики на авиационных заводах Москвы и Воронежа на завод прибыли более 100 выпускников 1934 года Воронежского авиатехникума.
1935 При клубе им. П.И. Баранова организован городской аэроклуб.
15.01.1936 Приказом № 11с НКТП СССР от 15.01.1936 г. утвержден производственный план завода № 126 по выпуску самолетов Р-6. Этим же приказом на заводе образован КОСТР (ОГК).
01.05.1936 Собран первый самолет Р-6.
21.05.1936 Издан приказ № 055с ГУАП НКТП, в котором заводу поручалось немедленно приступить к подготовке производства самолета ДБ-3.
06.1936 Начал работу заводской пионерский лагерь.
06 - 07.1936 Состоялись первые летные испытания Р-6 в гидроварианте. Летные испытания на Амуре проводили летчик Д.И. Буткин и бортмеханик С.У. Богданов.
08.1936 Началось строительство поселка Победа, предназначенного для семей промпереселенцев. «Победа», в данном случае, означает победу над тайгой.
09.10.1936 Завод посетили заместитель Народного комиссара обороны СССР Я.Б. Гамарник и уполномоченный Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР по ДВК И.В. Коссиор.
10.05.1937 На пароходах «Чичерин» и «Косарев» в Комсомольск-на-Амуре прибыли около 400 девушек, приехавших на Дальний Восток по призыву В. Хетагуровой. Всего за 1937-38 гг. в город приехали 8 000 девушек-хетагуровок.
05.1937 Управление строительством завода приступило к строительству Комсомольского шоссе и моста через р. Силинку.
12.06.1937 Стартовал агитационный велопробег Комсомольск-на-Амуре – Москва. В составе отважной пятёрки представители завода: инженер Антон Тихонов (командир), токарь Николай Бычков (политрук), мастер Александр Гаврилов. За 85 суток было пройдено более 9 500 км. Велопробег завершился 6 сентября, на 9 дней раньше заданного срока.
01.07.1937 Состоялся первый выпуск пилотов городского аэроклуба.
12.1937 Проведен первый испытательный полет самолета ДБ-3Б.
01.01.1938 По решению наркома оборонной промышленности М.М. Кагановича на завод прибыла бригада специалистов в составе 80 человек для помощи в производстве самолетов.
17.01.1938 Руководитель «наркомовской» бригады, начальник авиационного отдела НКОП А.Н. Тер-Маркарян назначен исполняющим обязанности директора завода.
30.01.1938 В Хабаровске арестован первый директор завода К.Д. Кузнецов по обвинению по ст. 58-7-9-11 УК РСФСР (контрреволюционная деятельность). Под следствием находился до 21.05.1940 г. Дело было прекращено за недостаточностью материалов для передачи в суд.
05.1938 Первые ДБ-3 переданы заказчику.
09.07.1938 Завод посетил экипаж самолета ДБ-3 «Москва», выполнивший рекордный перелет Москва-Спасск-Дальний – летчик В.К. Коккинаки и штурман А.М. Бряндинский.
13.10.1938 Завод посетил экипаж самолета «Родина» - В. Гризодубова, П. Осипенко и М. Раскова.
28.10.1938-05.12.1938 Группа заводских специалистов в таежных условиях отремонтировала и доставила на завод самолет «Родина».
01.04.1939 Вступил в должность директор завода А.В. Коломенский.
1939 Была выпущена первая большая партия самолетов ДБ-3 в количестве 125 машин.
28.09.1939 Начало строительства завода № 130 (территория «Б»).
01.07.1940 Вступил в должность директор завода Д.А. Тимофеев.
1940 Параллельно с выпуском самолетов ДБ-3Б завод, согласно государственного плана, приступил к производству самолетов ДБ-3Ф.
01.12.1940 Начался первый учебный год в заводском ремесленном училище РУ-2.
01.1941 Проведены заводские испытания первого серийного самолета ДБ-3Ф летчиком-испытателем С.Н. Лыкашевым.
23.06.1941 Во всех подразделениях и цехах завода состоялись митинги, посвященные обращению правительства в связи с нападением Германии на СССР. Авиастроители приняли решение считать себя мобилизованными до разгрома врага.
08.1941 Работники завода поддержали патриотическое движение по сбору средств в фонд обороны. Было решено ежемесячно отчислять в фонд однодневный и двухдневный заработок.
15.11.1941 Комсомольцы завода начали сбор средств на постройку звена бомбардировщиков «Дальневосточный комсомолец». Почин был подхвачен по всему Дальнему Востоку.
18.07.1942 Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий правительства по производству боевых самолетов завод награжден орденом Ленина. Орденами и медалями награждены 111 работников завода.
23.08.1942 Приказом НКАП СССР № 663с заводу переданы недостроенные объекты завода № 130 (территория «Б»).
24.08.1943 Бывшему работнику завода, выпускнику аэроклуба, командиру эскадрильи П.С. Шемендюку присвоено звание Героя Советского Союза.
22.02.1944 Бывшему мастеру цеха № 8, водителю-механику самоходно-артиллерийской установки старшему сержанту И.С. Хоменко присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
23.05.1944 Завод посетила делегация из США во главе с вице-президентом Генри Уоллесом.
23.08.1944 Вступил в должность директор завода М.Г. Медков.
06.1945 Началось производство товаров широкого потребления по плану, утвержденному НКАП и по номенклатуре, определенной заводом.
12.1945 Принято правительственное решение о производстве на заводе самолета Ли-2.
1946 В рамках производства товаров для населения начался выпуск детских велосипедов КДВ-1.
15.01.1947 Вступил в должность директор завода С.И. Белиловский.
05.1947 Начались летные испытания первых произведенных на заводе самолетов Ли-2.
03.06.1949 Вышло постановление Совета Министров СССР № 2947-1222сс о постановке производства самолетов МиГ-15 на заводе № 126.
09.04.1950 С заводского аэродрома взлетел первый серийный МиГ-15, произведенный на заводе № 126. Пилотировал самолет летчик-испытатель завода № 156 В.А. Котилко.
04.10.1950 Вступил в должность директор завода К.Н. Беляк.
1952 Началось серийное производство самолетов МиГ-17.
1953 Началось производство мебели для населения по плану, утвержденному МАП.
21.10.1954 Завод посетил Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев.
29.06.1955 Вступил в должность директор завода Ф.А. Березницкий.
1955 Началось серийное производство самолетов МиГ-17Ф.
25.01.1956 Вышло распоряжение МАП № М-39/394сс о подготовке производства самолета Су-7 на заводе № 126.
1957-1959 Выпуск на заводе планёров А-11 и А-13. Всего за три года было произведено 352 планёра.
11.03.1958 С заводского аэродрома взлетел первый серийный Су-7, произведенный на заводе № 126. Пилотировал самолет летчик-испытатель ЛИИ В.М. Пронякин.
1959 Началось производство самолетов Су-7Б.
22.06.1960 Вышло постановление Совета Министров СССР № 777-318, в котором предусматривалось изготовление крылатых ракет морского базирования П-6 на заводе № 126.
14.10.1963 Открылся Дворец культуры авиационного завода.
1963 Началось производство самолетов Су-7БМ.
1964 Начались экспортные поставки самолетов Су-7БМ.
17.07.1965 Вступил в должность директор завода В.Е. Копылов.
1965 Началось производство самолетов Су-7БКЛ и Су-7У.
03.1966 Указом Президиума Верховного Совета СССР за высокие успехи в выполнении заданий и социалистических обязательств фрезеровщику П.П. Голеге было присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».
25.04.1966 Приказом МАП № 102/к В.Г. Куценко назначен главным инженером завода.
30.04.1966 Авиационный завод № 126 (п/я 40) переименован в Дальневосточный машиностроительный завод (п/я М-5873). Приказ МАП № 00175.
17.06.1967 Завод посетил первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин.
1967 Началось производство комплекса ракетного оружия «Аметист».
1968 Начало производства судов класса "Амур".
01.07.1969 С заводского аэродрома взлетел первый серийный Су-17, произведенный на ДМЗ. Пилотировал самолет летчик-испытатель ОКБ П.О. Сухого Е.К. Кукушев.
18.01.1971 Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение 5-летнего плана и организацию производства новой техники завод награжден орденом Октябрьской Революции.
26.04.1971 Указом Президиума Верховного Совета СССР директору завода В.Е. Копылову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».
1972 Первый полет самолетов Су-17М, Су-20.
26.10.1973 Вступил в должность директор завода В.Н. Авраменко.
1974 Первый полет истребителя-бомбардировщика Су-17М2.
1974 Указом Президиума Верховного Совета СССР сборщику-клепальщику М.Л. Трифонову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».
1975 Первый полет истребителя-бомбардировщика Су-17У.
11.1975 Главному инженеру завода В.Г. Куценко вручена Государственная премия СССР за работу в области авиационной техники.
1976 Первый полет истребителей-бомбардировщиков Су-17М3, Су-22, Су-22У.
07.04.1977 Постановлением Совета министров РСФСР № 205-15 Дальневосточный машиностроительный завод переименован в Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина (АЗиГ).
1977 Первый полет истребителя-бомбардировщика Су-22М.
08.04.1978 Завод посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.
1978 Первый полет самолетов Су-17УМ3, Су-22УМ3.
18.08.1978 На территории завода открыт памятник самолёту Су-17.
01.06.1982 С заводского аэродрома взлетел первый серийный Су-27. Пилотировал самолет летчик-испытатель ОКБ П.О. Сухого А.Н. Исаков.
02.06.1982 В торжественной обстановке на предзаводской площади состоялось открытие памятника Ю.А. Гагарину.
13.08.1982 На территории завода открыт памятник самолёту Ил-4.
11.1983 Фрезеровщику ц. 60 В.И. Бурцеву присуждена Государственная премия СССР за выдающиеся достижения в труде.
17.08.1984 На заводской территории открыт памятник самолёту Ли-2.
11.1984 Заместителю Главного инженера завода по ЭРНО Б.В. Целыбееву присуждена Государственная премия СССР за разработку и освоение новой техники.
1984 Произведены первые поставки Су-27 ВВС СССР.
09.05.1985 На территории «А» завода открыт Мемориал заводчанам, павшим на полях сражений в годы Великой Отечественной войны.
29.07.1986 Завод посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев.
14.08.1986 На территории завода открыт памятник самолёту Р-6.
17.10.1988 Вступил в должность директор завода А.М. Петров, избранный на этот пост подавляющим числом голосов на конференции трудового коллектива.
17.02.1990 С заводского аэродрома взлетел первый серийный палубный истребитель Су-27К (Су-33). Пилотировал самолет летчик-испытатель ОКБ П.О. Сухого И.В. Вотинцев.
23.08.1990 Су-27 официально принят на вооружение ВВС и ПВО СССР.
1991 Начало серийного производства Су-27СК.
1992 Начало поставок Су-27СК заказчику.
30.08.1993 В одном из корпусов на территории КнААПО был создан завод "Авест" по производству радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техники.
02.09.1994 Вступил в должность Генеральный директор КнААПО В.И. Меркулов.
1994 На КнААПО был начат капитально-восстановительный ремонт трамваев.
1994 На КнААПО начаты работы по ремонту и модернизации ранее выпущенных самолетов.
02.04.1996 Первый полет серийного многоцелевого истребителя Су-35.
15.07.1997 С аэродрома ТАНТК им. Г.М. Бериева взлетел первый летный экземпляр самолета-амфибии Бе-103, собранный на КнААПО. Пилотировал самолет летчик-испытатель ТАНТК В.Н. Ульянов.
31.08.1998 Истребитель Су-33 принят на вооружение ВМФ РФ.
16.03.1999 Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина преобразован в Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина.
29.04.1999 На аэродроме ЛИИ в г. Жуковском произведен первый полет самолета Су-27КУБ. Пилотировал машину экипаж летчиков-испытателей "ОКБ Сухой"-1-й пилот В.Г. Пугачев, 2-й пилот С.Н. Мельников.
19.05.1999 Совершил первый полет двухместный самолет Су-30МК. Пилотировал машину экипаж в составе заместителя начальника ЛиС КнААПО А.В. Пуленко и летчика-испытателя "ОКБ Сухого" И.Е. Соловьева.
23.07.1999 На территории завода состоялось открытие памятника ракете «Аметист». Крылатые ракеты завод изготавливал для ВМФ с 1967 по 1987 годы.
02.08.1999 Генеральному директору КнААПО В.И. Меркулову и 1-му заместителю генерального директора Ю.Л. Иванову присуждена Государственная премия РФ в области науки и техники.
16.08.1999 Завод посетил Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад.
27.10.1999 Завод посетил Председатель Правительства РФ В.В. Путин.
09.04.2001 Сдан в эксплуатацию пресс-гигант "Я-06017" усилием в 24 тысячи тонн.
04.08.2001 Совершил первый полет самолет Су-80 (заводской номер 0102). Продолжительность полета составила 25 минут. Пилотировал машину экипаж летчиков-испытателей "ОКБ Сухого"-1-й пилот И.В. Вотинцев, 2-й пилот Ю.М. Ващук.
06.2005 6 июня – 20 июня состоялся перелет 3-х самолетов-амфибий Бе-103 по маршруту Комсомольск-на-Амуре – Санкт-Петербург. Маршрут перелета соответствовал трассе ленд-лиза, по которой в годы войны осуществлялся перегон боевых самолетов из США в СССР.  Пилоты, осуществлявшие перелёт, - летчики-испытатели ЛИС: А.В. Пуленко, В.А. Губер, В.Л. Фортушнов (ТАНТК им. Г.М. Бериева), запасной пилот – П.Ю. Тараканов. Руководитель перелета – начальник ц. 21 С.Б. Ташлыков. По окончании перелёта самолеты приняли участие в показательных выступлениях на Санкт-Петербургском военно-морском салоне.
06.11.2005 Завод посетил Председатель Правительства РФ Фрадков М.Е.
06.06.2006 Вступил в должность Генеральный директор КнААПО А.И. Пекарш.
05.04.2007 Визит на ОАО "КнААПО" Первого заместителя Председателя правительства РФ Иванова С.Б.
26.09.2007 Состоялась выкатка первого летного экземпляра самолета SSJ-100
19.02.2008 На базе ЛИиДБ "ОКБ Сухого" (г. Жуковский) выполнен первый полет опытного самолета Су-35-1 производства ОАО "КнААПО".
19.05.2008 На аэродроме КнААПО состоялся первый полет летного экземпляра SSJ-100. Пилотировал машину экипаж летчиков-испытателей "ОКБ Сухого" - командир ВС А.Н. Яблонцев, 2-й пилот Л.В. Чикунов.
19.11.2008 Завод посетил Председатель Правительства РФ Е.М. Примаков.
11.05.2009 Завод посетил Председатель Правительства РФ В.В. Путин.
29.01.2010 Состоялся первый полет перспективного авиационнгого комплекса пятого поколения (ПАК ФА). Пилотировал самолет летчик-испытатель "ОКБ Сухого" С.Л. Богдан.
21.02.2012 Завод посетил Председатель Правительства РФ В.В. Путин.
16.09.2012 Завод посетила Председатель Совета Федерации Матвиенко В.И.
01.01.2013 ОАО «КнААПО» реорганизовано в филиал ОАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина».
17.07.2013 На территории завода состоялось торжественное открытие памятника Су-33. Ему присвоен бортовой номер 70 – в честь Героя России, генерал-майора авиации Тимура Апакидзе, совершившего на нём свой последний полёт в 2011 году.
04.09.2013 Завод посетил Министр промышленности и торговли РФ Мантуров Д.В.
12.09.2013 Завод посетил министр по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Пучков В.А. и уполномоченный представителя Президента РФ по ДФО Трутнев Ю.П.
20.10.2013 Завод посетила заместитель Председателя Правительства РФ Голодец О.Ю.
24.10.2013 Завод посетил Председатель правительства РФ Медведев Д.А.
12.02.2014 Завод посетил Министр обороны РФ Шойгу С.К. В рамках его визита состоялась торжественная церемония передачи первой партии самолётов Су-35С ВВС РФ. 12 истребителей были переданы на вооружение 23-го истребительного полка, базирующегося на аэродроме Дзёмги.
17.04.2014 Завод посетил заместитель Председателя правительства РФ Рогозин Д.О.
12.08.2014 Состоялась торжественная церемония сдачи в эксплуатацию нового корпуса цеха № 89.
13.08.2014 Состоялось торжественное открытие памятников самолётам Су-27 и Су-30. Монументальная композиция получила название «Взлёт парой».
16.09.2014 Завод посетил Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
14.08.2015 Состоялось торжественное открытие памятника первому космонавту планеты в парке культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарину.