Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина"

КнААЗ


Гражданские программы

С начала 90-х гг., параллельно с продолжением производства основной продукции – истребителей семейства Су-27, КнААПО приступило к программам выпуска гражданских самолетов. В рамках диверсификации производства объединение приступило к реализации двух программ – легкгий самолет-амфибия Бе-103 и многоцелевой транспортный самолет Су-80.

Самолет Бе-103 разработан Таганрогским АНТК им. Г.М. Бериева, имеющим большой опыт создания гидросамолетов различного класса и назначения. Спроектированный в соответствии с требованиями АП-23 и FAR-23, Бе-103 может эксплуатироваться на линиях малой протяженности в регионах с большим количеством водоемов, труднодоступных для других видов транспорта. Грузопассажирский самолет-амфибия Бе-103 является базовым вариантом, на основе которого разработаны пассажирская, транспортная, пожарная, патрульная, учебная, сельскохозяйственная, экологическая и другие модификации.

Освоение производства амфибии Бе-103 на КнААПО, начатое в 1995 г., потребовало от специалистов предприятия внедрения новых технологий. В конструкции самолета, наряду с алюминиевыми сплавами с применением специальных мер антикоррозийной защиты, используются композиционные материалы на основе стекловолокна. Было освоено производство силовых деталей трехслойной конструкции с заполнителем из микросферостеклотекстолита (МСТ). Применение МСТ в самолетных деталях силового назначения позволяет сократить общую массу агрегатов и одновременно уменьшить цикл изготовления. Детали из указанного материала имеют ряд преимуществ перед металлическими аналогами.

КнААПО участвует в программе Бе-103 начиная с постройки самых первых опытных образцов для статических и летных испытаний. Первый полет опытного самолета состоялся 15 июля 1997 г. В 2000 г. самолет вышел на сертификационные испытания, в которых участвовали две летные машины, успешно завершившиеся 26 декабря 2001 г выдачей самолету Бе-103 сертификата типа. В рамках сертификационных испытаний на самолетах Бе-103 было выполнено 263 полета, из которых 59 – с воды.

Летные испытания и демонстрация на международном салоне в Геленджике подтвердили заявленные характеристики самолета и вызвали интерес к нему со стороны различных ведомств России и представителей ряда зарубежных стран. В августе 2003 года 3 самолёта Бе-103 были поставлены в США. 2 самолета были поставлены в авиакомпанию ТАНТК им. Бериева.

В 2005 году был выполнен трансконтинентальный перелёт трёх самолётов Бе-103 по маршруту «Комсомольск-на-Амуре – Санкт-Петербург» для участия в военно-морском салоне“IMDS-2005”.

В ходе перелёта было пройдено свыше 8500 км и выполнено 17 посадок на различных аэродромах Хабаровского края, Амурской, Иркутской и Новосибирской областей, Якутии, Красноярского края и ряда других регионов Центральной части России. Маршрут перелёта пролегал в основном по тем регионам, где эти самолёты могут быть максимально востребованы. Выполнив взлёт-посадки с аэродромов с различным покрытием ВПП, от бетонированных, до грунтовых или засыпанных гравием, самолёты Бе-103 успешно подтвердили одно из основных своих назначений – выполнение полётов в труднодоступные для других видов транспорта районы.

Данный перелёт не только продемонстрировал уникальные возможности самолёта, но и подтвердил высокий уровень надёжности и качества продукции, выпускаемой ОАО «КнААПО».

Кроме того, Бе-103 послужил конструкторам Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения прототипом для разработки на его базе легкого 6-местного самолета-амфибии СА-20П. Главным его отличием от базовой модели стало применение вместо двух двигателей зарубежного производства одного российского поршневого мотора М-14П, использующего более дешевые сорта бензина, а, следовательно, делающего эксплуатацию самолета на внутреннем рынке более выгодной. Кроме того, СА-20П оснащается видоизмененным реданом и оперением увеличенной площади. Постройка первого опытного экземпляра СА-20П была завершена на КнААПО в июне 2002 г.

Другой программой КнААПО в области гражданской авиации является производство многофункционального самолета для местных и региональных воздушных линий Су-80, разработанного в "ОКБ Сухого". Давние творческие и деловые связи "ОКБ Сухого" и КнААПО, а также высокий интеллектуальный и производственный потенциал предприятия предопределили выбор завода в Комсомольске-на-Амуре в качестве изготовителя Су-80. К тому же руководство КнААПО, рассматривавшее различные варианты конверсии производства, готово было в значительной степени участвовать в инвестировании проекта, вкладывая в него средства, получаемые от экспорта основной продукции истребителей – Су-27СК.

Технологические особенности самолета по характеру конструкции, применяемым материалам и процессам не содержало важных принципиальных отличий от освоенных при производстве самолетов Су-27. Это давало возможность при относительно небольшой реконструкции производственных участков использовать имеющиеся промышленные площади, технологическое оборудование и освоенные техпроцессы для выпуска самолетов Су-80 в количествах, определяемых запросами рынка.

Освоение производства самолета Су-80 на КнААПО началось в 1994 г. В 1997 г. был изготовлен экземпляр для статических испытаний и полноразмерный макет, в 1999 г. завершилась сборка первого летного экземпляра. Первый полет на нем состоялся 4 сентября 2001 г.

Первый летный экземпляр Су-80 построен в грузопассажирском варианте (Су-80ГП), рассчитанном на перевозку 30 пассажиров или 3300 кг грузов. Кроме этого варианта, прорабатывались следующие модификации машины: транспортный самолет (Су-80Т), патрульно-транспортный самолет (Су-80ПТ), тактический военно-транспортный и транспортно-десантный самолет (Су-80ТД), учебно-штурманский и учебно-тренировочный самолеты, самолет калибровщик радионавигационного оборудования, самолет для картографирования и аэрофотосъемки, медицинский вариант, самолет-ретранслятор и др.

В настоящее время перспективы своего развития ОАО «КнААПО» связывает с программой нового регионального самолета Sukhoi Superjet-100, масштабные работы по созданию которого начались ОАО «Компания «Сухой» в соответствии с ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники в России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2001г. НР 728. В 2003 году к программе подключилось ОАО «КнААПО», которое определено изготовителем по межзаводской кооперации фюзеляжа, ОЧК и пилона самолетов.

В рамках подготовки объединения к производству новых видов авиационной техники КнААПО приступило к реконструкции промышленных объектов, техническому перевооружению и модернизации оборудования. На предприятии введены в строй целые классы нового оборудования, ранее не представленные в производстве: шестиосевые шлифовальные центры с ЧПУ, сферошлифовальные центры с ЧПУ, заточные центры с ЧПУ, пятиосевые токарные центры с ЧПУ, позволяющие выполнять токарные и фрезерные операции на одном станке, прецизионные прессы с ЧПУ, электроэррозионные станки с ЧПУ, оснащенные «мастер-процессом» и целая гамма оборудования на основе линейных приводов для высокоскоростного резания. Это позволило применять в производстве около 20 новых высокоэффективных технологических процессов, ранее не применявшихся на предприятии.

Как результат, 26 сентября 2007 года на территории филиала ЗАО «ГСС» в Комсомольске-на-Амуре прошли торжественные мероприятия, посвященные выкатке первого летного самолета Sukhoi Superjet-100. 19 мая 2008 года состоялось историческое событие - с аэродрома КнААПО был совершён первый полёт SSJ-100. Первый испытательный полёт самолёта, длившийся 1 час 05 мин., выполнил экипаж в составе летчиков-испытателей ЗАО «ГСС» Александра Яблонцева и Леонида Чикунова. В октябре 2008 года самолет завершил этап доводочных заводских испытании в Комсомольске-на-Амуре, получив от Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета России экспериментальный сертификат летной годности. 24 декабря 2008 года состоялся первый полет второго опытного самолета Sukhoi Superjet-100.

В соответствии с графиком создания регионального самолета для проведения испытаний КнААПО всего будет изготовлено шесть машин – четыре летных и две для наземных испытаний: статических и ресурсных. В 2008 году объединение приступило к изготовлению агрегатов для серийных самолетов Sukhoi Super Jet-100.

Реализация программы регионального самолета Sukhoi Superjet-100 позволит довести долю выпускаемой авиационной техники гражданского назначения на КнААПО до 50%.