Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина"

КнААЗ


Семейство лучших в мире истребителей

Су-27, обладающий большими потенциальными возможностями, заложенными в его конструкцию, явился базовым самолетом для создания целого ряда модификаций боевых самолетов различного назначения. Большинство их было освоено в серии на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении, и сегодня различные варианты этого семейства составляют основу производственной программы КнААПО.

Первой модификацией одноместного истребителя Су-27 стал двухместный учебно-боевой самолет Су-27УБ (Т-10У). Основной объем работ по его проектированию был выполнен в филиале ОКБ Сухого на Комсомольском-на-Амуре авиазаводе. С 1984 г. КнААПО принимало участие в изготовлении первых опытных экземпляров "спарки" (первый вылет на прототипе Су-27УБ был выполнен 7 марта 1985 г.), а затем в 1986 г. здесь были выпущены две первые серийные учебно-боевые машины. Однако из-за высокой загруженности завода в Комсомольске-на-Амуре выпуском одноместных самолетов Су-27 и планировавшимся здесь производством его новых модификаций, крупносерийное производство "спарки" в 1986 г. было передано на Иркутский авиационный завод.

Одной из таких новых модификаций стал корабельный истребитель Су-27К (Т-10К), получивший позднее название Су-33 и предназначенный для базирования на тяжелых авианесущих крейсерах (ТАВКР) проекта 1143.5. Су-27К имел ряд существенных отличий от "сухопутной" машины: на нем нашло применение переднее горизонтальное оперение, модифицированная система дистанционного управления, измененное крыло со складными консолями и новой механизацией, усиленное шасси с телескопической двухколесной передней опорой, опускаемый посадочный гак, система дозаправки топливом в воздухе, специальная аппаратура навигации. Улучшенная оптико-электронная прицельная система и т.п. Большое внимание было уделено защите самолета от коррозии, учитывались морские требования к покрытиям, материалам и герметизации отдельных элементов конструкции.

При постановке производства самолета Су-27К (Су-33) на КнААПО был успешно использован опыт освоения Су-27. Вместе с тем заводским специалистам пришлось решать ряд новых непростых задач. Одной из них, в частности, стало освоение изготовления сложных узлов поворота крыла из титанового сплава.

Изготовленные Комсомольским-на-Амуре заводом агрегаты были использованы для сборки на МЗ им. П.О.Сухого первых двух опытных экземпляров Су-27К. 17 августа 1987 г. первый из них поднялся в небо. Спустя полгода на испытания поступил и второй экземпляр, а 1 ноября 1989 г. летчик-испытатель В.Г. Пугачев выполнил на Су-27К первую в истории отечественной авиации и Военно-морского флота посадку самолета обычного типа на корабль – ТАВКР, носивший в то время название "Тбилиси".

Авианесущий крейсер в декабре 1990 г. был официально включен в состав ВМФ и получил новое название "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Спустя год корабль перешел в Североморск базу Северного Флота ВМФ России. К этому времени на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре уже были выпущены первые серийные корабельные истребители.

Серийное производство Су-33 на КнААПО началось в 1989 г. Головной серийный образец корабельного истребителя был поднят в первый полет с заводского аэродрома 17 февраля 1990 г. Государственные испытания Су-27К закончились в декабре 1994 г. рекомендацией о принятии самолета на вооружение. К этому времени было построено уже 24 Су-27К, которые были перебазированы на Северный флот по месту приписки ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", и вошли в состав 279-го корабельного истребительного авиаполка. Официальное принятие самолета на вооружение состоялось 31 августа 1998 г.

Важным испытанием для самолетов Су-33 стал в 1995-1996 гг. океанский поход авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" на боевую службу в Средиземное море. Основным вооружением ТАВКР, находившимся на его борту, были построенные на КнААПО истребители Су-33, которые надежно отработали как в условиях Арктики, так и в акватории Средиземного моря, вызвав восхищение у зарубежных военных специалистов, в том числе и коллег из США. В составе авиационно-технической службы на крейсере были и специалисты отдела эксплуатации и ремонта КнААПО, которые, наряду с флотскими специалистами, обеспечили успешное выполнение поставленной задачи и получили высокую оценку своей работы. Этот поход вызвал огромный резонанс во всем мире и в значительной степени способствовал усилению международного авторитета России.

На Северном Флоте России была подготовлена замечательная плеяда морских летчиков, в совершенстве освоивших полеты на Су-33 с палубы. Однако для более эффективной подготовки "палубников" был необходим двухместный вариант Су-33. Им стал корабельный учебно-боевой самолет Су-27КУБ, активнейшее участие в создании которого приняли специалисты КнААПО.

В ходе проектирования в конструкцию Су-27КУБ решено было внедрить ряд новых технических решений. В первую очередь они касались аэродинамики самолета. Крыло увеличенной площади снабдили так называемым адаптивным отклоняемым носком, увеличилась площадь и форма в плане переднего горизонтального оперения, стабилизатора , подфюзеляжных гребней и рулей направления. Однако в первую очередь серьезные изменения коснулись конструкции головной части фюзеляжа, в которой разместилась кабина экипажа с расположением летчиков по схеме "рядом", с общим фонарем и входом через нишу передней опоры шасси. Изготовление новой головной части фюзеляжа и других новых элементов конструкции Су-27КУБ было выполнено на КнААПО. Первый полет на Су-27КУБ был выполнен 29 апреля 1999 г. В октябре того же года Су-27КУБ совершил первую посадку на ТАВКР и взлет с трамплина корабля. В настоящее время испытания самолета продолжаются.

В начале 90-х гг. КнААПО приступило к производству экспортной модификации истребителя Су-27 для зарубежных заказчиков. На самолете, получившем название Су-27СК, был внедрен ряд конструктивных усовершенствований и исключены недостатки, выявленные в ходе эксплуатации самолета в ВВС и ПВО Советского Союза.

В 1992 г. первые два десятка Су-27СК были поставлены на экспорт в Китайскую Народную Республику, чему предшествовала большая подготовительная работа всех звеньев и служб КнААПО под руководством генерального директора А.М.Петрова и главного инженера В.И.Меркулова (с 1994 года – Генерального директора КнААПО). В 1996 г. в КНР была поставлена вторая партия из 16 Су-27СК. Второй страной азиатско-тихоокеанского региона, закупившей самолеты Су-27, стал Вьетнам. В мае 1995 г. туда была поставлена первая партия из 5 самолетов Су-27СК, а в 1998 г. – еще две машины.

Оценив возможности Су-27СК за первые годы эксплуатации, Китайская народная республика в середине 90х гг. выразила желание приобрести лицензию на выпуск Су-27 собственными силами. Такое соглашение было подписано в декабре 1996 г. Оно предусматривает сборку на заводе в Шеньяне 200 самолетов Су-27СК. Уже в декабре 1998 г. первые самолеты, собранные в Шеньяне из комплектов, поставляемых КнААПО, поднялись в воздух. Они получили обозначение J-11. Освоение лицензионного производства Су-27СК в Китае оказалось бы невозможным без помощи, которую китайской стороне оказали специалисты КнААПО.

С середины 90-х гг. КнААПО, вошедшее в соответствии с Указом Президента РФ в 1996 году в состав Государственного унитарного предприятия «АВПК «Сухой», приступило к программе поэтапной модернизации серийно выпускаемых на предприятии истребителей Су-27. Вначале эта программа получила условное название Су-27СМК и предусматривала осуществление ряда мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности основной экспортной продукции КнААПО – одноместных истребителей Су-27СК на мировом рынке. Проработки, выполненные по программе Су-27СМК, были использованы при создании в 1998 г. на КнААПО на базе Су-27СК одноместного истребителя Су-30КИ, который предлагался одному из потенциальных зарубежных заказчиков.

В отличие от серийного Су-27СК, Су-30КИ оснащался системой дозаправки топливом в полете, спутниковой навигационной системой, системой навигации и захода на посадку по радиомаякам ILS/VOR. Номенклатура вооружения Су-30КИ была дополнена управляемыми ракетами "воздух-воздух" средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения. Дальнейшим развитием стал многоцелевой самолет Су-27СКМ, который обеспечивал применение высокоточного управляемого оружия класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». В 2007 году был подписан контракт на поставку самолетов Су-27СКМ заказчику.

Глубокой модификацией базовой модели Су-27СК стал двухместный многофункциональный истребитель Су-30МК, способный решать широкий круг боевых задач в режимах "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". С освоением его выпуска на КнААПО было возобновлено производство двухместных модификаций семейства истребителей Су-27. Су-30МК оснащается модернизированным комплексом бортового оборудования с новой системой индикации на основе многофункциональных широкоформатных цветных дисплеев на жидких кристаллах и широкой номенклатурой управляемых средств поражения воздушных и наземных целей.

Первый Су-30МК был построен на КнААПО и поднят в первый полет с заводского аэродрома 19 мая 1999 г. В конце 2000 г. первая партия самолетов Су-30МК, выпущенных на КнААПО, была торжественно передана заказчику. Затем последовал ряд новых контрактов на поставку самолетов Су-30МК различным заказчикам. Сегодня Су-30МК составляют основу производственной программы предприятия.

Всего, начиная с 1964 года, на экспорт было поставлено более 2000 самолетов Су-7, Су-20, Су-22 и Су-27 различных модификаций в 22 страны мира.

Завтрашний же день на КнААПО связывают с переходом на выпуск еще более совершенной модели семейства – многофункционального сверхманевренного истребителя Су-35. Этот самолет относится к поколению "4+" и является как бы связующим звеном между истребителями 4-го и 5-го поколений.

Работы по многофункциональной модификации Су-27 начались еще в середине 80-х гг. и предусматривали создание одноместного истребителя, первоначально имевшего название Су-27М (Т-10М), способного в равной мере эффективно решать задачи поражения воздушных и наземных целей. Изменение состава бортового радиоэлектронного оборудования и, в первую очередь, применение новой радиолокационной станции потребовало существенно изменить конструкцию головной части фюзеляжа. Улучшение маневренных и взлетно-посадочных характеристик было достигнуто установкой переднего горизонтального оперения и модифицированной системы дистанционного управления. Значительные изменения произошли в топливной системе истребителя: увеличился запас топлива, появилась система дозаправки топливом в полете. Значительно была расширена номенклатура вооружения самолета, в составе которого появилось высокоточное оружие класса «воздух-поверхность».

Прототип Су-27М совершил первый полет 28 июня 1988 г. В конце 80-х гг. на заводе в Комсомольске-на-Амуре началась подготовка к выпуску установочной партии модифицированных истребителей. Первый полет головного серийного истребителя
Су-35 состоялся в апреле 1992 г. В 1996 г. КнААПО передало первые 3 серийных самолета ВВС России. В экспортном варианте самолеты получили название Су-35.

Один из самолетов этой серии (бортовой № 711) в 1995 г. был оснащен опытными двигателями АЛ-31Ф с управляемым вектором тяги, боковой ручкой управления, размещенной на правом пульте кабины, и тензометрическими рычагами управления двигателями. Эта машина, получившая мировую известность под маркой Су-37, стала первым опытным самолетом в семействе Су-27, на котором в реальных полетах были отработаны режимы сверхманевренности.

Дальнейшее развитие программа Су-35 получила в направлении создания одноместного и двухместного многофункциональных высокоманевренных самолетов Су-35 и Су-35УБ, предназначенных для новых потенциальных зарубежных заказчиков. Первый экземпляр двухместного многофункционального истребителя Су-35УБ был построен на КнААПО и совершил первый полет 7 августа 2000 г.

В начале 2000-х годов существующий проект был пересмотрен, и ОАО «КнААПО», преобразованное в декабре 2002 года из ФГУП «КнААПО», приняло участие в разработке принципиально нового сверхманевренного многофункционального истребителя Су-35, призванного стать переходным самолетом на пути к истребителю пятого поколения. Самолет Су-35 создается на базе технических решений, используемых при разработке самолета пятого поколения и с учетом опыта эксплуатации семейства многоцелевых самолетов Су-30МК2. Самолет оборудован комплексом бортового радиоэлектронного оборудования нового поколения и имеет возможность применения всей номенклатуры существующих и перспективных образцов авиационного вооружения класса “воздух-воздух” и “воздух-поверхность”, включая высокоточное, и оснащен двигателями с управляемым вектором тяги.

19 февраля 2008 года с аэродрома г. Жуковский состоялся первый полет самолета Су-35, а 2 октября 2008 года уже с аэродрома ОАО «КнААПО» поднялся в воздух второй летный образец самолета. Оба вылета выполнил летчик-испытатель компании «Сухой» - заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Богдан. (В октябре 2003 года завершился процесс реформирования ГУП «АВПК «Сухой» в вертикально интегрированный авиастроительный холдинг ОАО «Компания «Сухой», в который вошли ОАО «КнААПО», ОАО «НАПО» и другие компании.).

Постановка на серийное производство новых модификаций семейства истребителей Су-27 подняла на новую ступень технический уровень завода. Характерной особенностью сегодняшнего дня является повсеместное использование на предприятии электронно-вычислительных машин, применяемых для решения широкого круга задач. Автоматизация на основе математических методов успешно внедряется в проектно-конструкторскую практику, в технологическую подготовку, планирование и организацию производства

В проектировании и увязке технологической оснастки используется независимый расчетно-аналитический метод с автоматизированным расчетом программ и изготовлением элементов оснастки на станках с ЧПУ. В заготовительно-штамповочном, механообрабатывающем, агрегатно-сборочном, монтажно-испытательном производствах, в лабораториях и контрольных службах применяется самое современное технологическое оборудование, обеспечивающее высокое и стабильное качество выпускаемой техники.

Задачи развития предприятия в условиях рыночной экономики, создания серии вариантов самолетов Су-27СК, Су-30МК и Су-35 и освоения гражданской тематики в условиях опытного производства, привели к расширению компьютеризированного производства средств технологического оснащения и механообрабатываемых деталей. Применение "виртуальных" электронных плазов, шаблонов, разработка управляющих программ для рабочих болванок и формовочных штампов, их изготовление на станках с ЧПУ с последующим контролем на координатно-измерительной машине "МОРА" стало основной технологией для плазово-шаблонного цеха. Доработка парка 3-координатных станков с ЧПУ типа ФП-7, ФП-17 персональными ЭВМ и системой "Атака", запуск в производство 5-координатных станков ВФ-5, ФП-14, внедрение отработки управляющих программ в системах "Мастер", Unigraphics с визуализацией обработки на экране дисплея открыли новые возможности. В результате изготовление деталей на станках с ЧПУ выросло до 75% от общего объема.

Значительные капиталовложения на приобретение вычислительной техники и программного обеспечения, предпринятые администрацией предприятия на протяжении последних лет, сделали КнААПО лидером отечественного самолетостроения в применении систем компьютерного проектирования и производства.