Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиционный завод имени Ю.А. Гагарина"

КнААЗ


Второе рождение

Истребитель МиГ-15

В 1949 г. в числе нескольких других советских авиазаводов завод №126 получил задание приступить к освоению своего первого реактивного самолета – истребителя МиГ-15. Перед заводскими специалистами и рабочими встали серьезные проблемы. Высокие требования к точности аэродинамических обводов, клепка впотай по наружным поверхностям, стреловидное крыло с убирающимся в него шасси, герметичная кабина, принципиально новая система аварийного покидания самолета, ограниченность внутренних объемов агрегатов под монтаж оборудования и управления вот далеко не полный перечень особенностей конструкции самолета, потребовавших от коллектива завода выхода на более высокий уровень производственной культуры и качества.

МиГ-15 имел оптимальное конструктивно-технологическое членение, что обеспечивало возможность крупносерийного производства, но одновременно предъявляло повышенные требования к точности и взаимозаменяемости собираемых агрегатов по разъемам и стыкам. Задача усложнялась еще и тем, что самолет выпускался одновременно несколькими заводами, и для его успешной эксплуатации необходимо было обеспечить межзаводскую взаимозаменяемость многих агрегатов.

Все это обусловило новые подходы к оснащению производства. Плазовошаблонный метод в его чистом виде уже не мог обеспечить необходимую точность изготовления деталей и сборки агрегатов. Его модернизацией явился эталонно-шаблонный метод, разработанный совместными усилиями специалистов серийных предприятий и научно-исследовательских институтов.

Решение поставленной перед заводом задачи потребовало коренной реконструкции большинства производственных цехов и участков, создания новых специализированных производств. Были переоборудованы и разукрупнены цехи подготовки производства, механообрабатывающие, заготовительно-штамповочные и агрегатносборочные. Завод пополнился новым технологическим оборудованием, осваивались новые методы производства.

Утвержденным на 1950 г. планом заводу №126 надлежало до 1 марта закончить освоение технологии производства МиГ-15, а уже через два месяца развить предписанные темпы серийного выпуска. Несмотря на все трудности, первые два самолета завод выпустил во втором квартале 1950 г., а в следующем году не только перевыполнил план по выпуску МиГ-15бис, но и начал подготовку к производству более совершенной машины истребителя МиГ-17.

Особенностью серийного производства истребителей типа МиГ-15 было, то что такие самолеты выпускались одновременно на семи авиазаводах СССР (помимо Комсомольска-на-Амуре, их строили еще в Горьком, Новосибирске, Тбилиси, Саратове, Улан-Удэ и Харькове). При этом была обеспечена высокая степень взаимозаменяемости отдельных узлов и агрегатов между самолетами, строившимися разными заводами. Что достигалось периодической межзаводской проверкой эталонов и высоким уровнем контроля качества. Вместе с тем в Комсомольске-на-Амуре было освоено самостоятельное производство большинства комплектующих истребителя: здесь изготавливались и катапультные кресла, и шасси, и воздушные баллоны, и пушечные лафеты. И многое другое, что обычно самолетостроительный завод получает по кооперации от смежников.

Всего за 1950-1952 гг. в Комсомольске-на-Амуре было выпущено 832 истребителя МиГ-15бис и один МиГ-15. В ходе эксплуатации и боевых действий истребитель зарекомендовал себя как надежная, неприхотливая машина, а о живучести "МиГа" ходили легенды. Именно этот самолет стал символом начала реактивной эры в нашей стране.