Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина"

КнААЗ


В трех стихиях

Спортивный планер А-11

В конце 50-х гг., наряду с развертыванием производства основной продукции предприятия – сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков семейства Су-7Б – завод освоил выпуск цельнометаллических спортивных планеров конструкции О.К. Антонова. Серийное сопровождение их постройки возглавлял представитель ОКБ О.К. Антонова на заводе №126 А.Ю. Манацков.

Одноместный рекордный спортивный планер-паритель А-11 был спроектирован и построен в 1957 г. Его особенностью была возможность замены крыла более коротким, что превращало рекордный А-11 в пилотажный А-13. Благодаря оригинальной конструкции стыковочного узла, замена консолей крыла производилась в течение нескольких минут. Всего с 1957 по 1959 гг. в Комсомольске-на-Амуре было построено 200 планеров А-11 и 200 планеров А-13, причем в комплект каждого экземпляра А-13 входили удлиненные консоли крыла планера А-11.

Аэросани KA-30

Планеры А-11 и А-13 долгое время эксплуатировались в аэроклубах страны. А-11 неоднократно участвовали в соревнованиях на первенство СССР, на них были установлены международные и многочисленные всесоюзные рекорды. На планерах А-13 проводились демонстрационные полеты на авиационных парадах. А-13 выполнял любые фигуры, включая восходящий штопор, фигуры обратного пилотажа и длительное пикирование с выпущенными интерцепторами. Скорость планирования достигала 400 км/ч.

Авиационные технологии были использованы коллективом завода при производстве еще одного вида "непрофильной" продукции – аэросаней Ка-30, разработанных в ОКБ Н.И. Камова. Их выпуск в Комсомольске-на-Амуре был освоен в 1968 г. Ежегодно выпускалось по 25-30 машин для министерств связи, геологии, цветной металлургии, сельского хозяйства, газовой промышленности, а также различных ведомств и организаций.

Аэросани Ка-30 нашли широкое применение для перевозки грузов и пассажиров в различных регионах страны. Они эксплуатировались в Нарьян-Маре, Салехарде, Ханты-Мансийске, Якутске, Хабаровске, Николаеве, Комсомольске-на-Амуре. Позднее на заводе были разработаны и выпускались аэросани "Эльф" с двигателем РМЗ-640.

Еще одной вехой истории авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре стало производство боевых ракет для Военно-Морского Флота.

Крылатая ракет П-6

Для освоения выпуска ракет на заводе создали специальный комплекс, в состав которого вошли инженерные службы, а также цехи, организованные по принципу замкнутого технологического цикла и включавшие в себя специализированные производственные участки, в том числе контрольно-испытательную (КИС) и моторно-испытательную (МИС) станции. Было закуплено и смонтировано 30 наименований уникального оборудования и установок.

Первым типом ракетного оружия, освоенного в производстве на заводе, стала крылатая ракета П-6 конструкции В.Н. Челомея для поражения целей с подводных лодок, находящихся в надводном положении. Она выпускалась в Комсомольске-на-Амуре с 1962 по 1967 гг.

Ракета "Аметист"

Создание на ДМЗ надежной научно-технической и производственно-испытательной базы для выпуска ракет послужило тому, что в 1966 г. было принято решение о производстве взамен П-6 нового ракетного комплекса морского базирования "Аметист". Он был также спроектирован в ОКБ В.Н. Челомея, но впервые в мире включал твердотопливную ракету, стартующую с подводной лодки в погруженном положении. Первая партия "Аметистов" была построена в Комсомольске-на-Амуре в 1967 г., а в июне 1968 г. комплекс был принят на вооружение подводных лодок проекта 670А.