Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина"

КнААЗ


На военном положении

Бомбардировщик Ил-4

С первых дней Великой Отечественной войны на заводе была осуществлена коренная перестройка работы на военный лад, захватившая все стороны деятельности коллектива.

Решающим фактором обеспечения суточного графика сдачи готовых к бою самолетов стало внедрение поточностендовой сборки в агрегатно-сборочных цехах и в цехе окончательной сборки. В предвоенный период была проделана большая подготовительная работа по внедрению наиболее прогрессивных технологических процессов и передовых форм организации серийного производства. Это позволило в короткие сроки наладить окончательную сборку боевых машин на конвейерной линии с пульсирующим движением. В целях специализации и создания производства с замкнутыми технологическими объемами в 1941 г. из общемеханического цеха выделили отдельные участки, на базе которых создали дополнительно цех шасси и деталей арматуры и цех антиобледенительной системы и лыж.

Проблему нехватки производственных площадей удалось решить постройкой антресолей, организацией производственных участков в складских помещениях. Заводу передали недостроенные помещения соседнего завода. В процессе достройки создавались новые производственные цехи, в первую очередь литейный, деревообрабатывающий и механический.

С первых месяцев военного периода на заводе вошло в практику создание "фронтовых бригад", задачей которых было решение различных технических проблем с целью ликвидации "узких мест" в производстве.

Наряду с модернизацией устаревших станков, сокращением сроков ремонта, переналадок, увеличением партий запуска была поставлена задача изготовления недостающего оборудования собственными силами. Всего изготовили свыше 100 единиц оборудования, в том числе токарно-винторезные станки типа 26М, токарные полуавтоматы, кривошипные прессы усилием 25 и 36 т, гаечные автоматы, волочильные станки, винтовые прессы и другое оборудование. Было освоено кокильное литье сложных отливок.

Недостаток рабочей силы восполнялся многостаночным обслуживанием, переквалификацией служащих и вспомогательных рабочих, привлечением к труду домохозяек и 14-летних подростков. Основным поставщиком молодых рабочих кадров стало ремесленное училище (РУ-2), организованное в октябре 1940 г.

Обеспечивая успешное выполнение государственных заданий по выпуску боевых самолетов, завод в годы Великой Отечественной войны непрерывно совершенствовался и развивал свои мощности. За период с 1 января 1941 г. по 1 января 1945 г. мощности завода по производственным площадям выросли в 2,6 раза, по станочному оборудованию в 1,9 раза. Объем производства за этот период увеличился в 2,6 раза, причем численность производственных рабочих в 1945 г. осталась на уровне 1941 г.

Постановлением Совета народных комиссаров от 31 мая 1939 г. заводу №126 был поручено производство модернизированного самолета ДБ-3Ф с двумя двигателями М-88. Уже в I квартале 1940 г. заводу предстояло выпустить первые две модернизированные машины. А ведь речь шла о совершенно новом в технологическом отношении самолете, для завода он был практически новым изделием, требовавшим изготовления новой оснастки, разработки новых техпроцессов...

Внешне ДБ-3Ф отличался от ДБ-3 удлиненной носовой частью фюзеляжа и новой силовой установкой, но главные изменения коснулись конструкции планера. Для перехода на плазово-шаблонный метод всю конструкцию пришлось пересмотреть. Были устранены все U-образные профили и сопутствующие им мелкие сварные узлы, трубчатые лонжероны крыла заменили на двутавровые, малкованные нервюры и шпангоуты на штампованные. Сборочные работы стали выполняться с использованием двусторонней клепки. Итогом технологических улучшений явилось резкое снижение трудоемкости изготовления бомбардировщиков с 30,3 до 14,3 тыс. чел.-ч.

Первые ДБ-3Ф стали поступать в войска в начале 1940 г. До конца войны они действовали на всех фронтах в качестве бомбардировщиков и торпедоносцев. В марте 1942 г. бомбардировщик получил новое название - Ил-4. 18 июля 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий правительства по производству боевых самолетов завод № 126 был награжден орденом Ленина. Всего за годы войны было построено 5256 самолетов ДБ-3Ф и Ил-4, из которых 2732 в Комсомольске-на-Амуре. Последние 160 машин были выпущены уже после войны.