Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина"

КнААЗ


Вклад заводчан в Победу

Все для фронта, все для победы!

22 июня 1941 года в размеренную жизнь Комсомольска-на-Амуре ворвалось страшное слово «война». В годы войны город находился в глубоком тылу, и все усилия жителей были направлены на выпуск военной продукции, на помощь фронту. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» объединил всех в борьбе за свободу своей Родины, определил главный смысл работы каждого заводчанина. На состоявшихся в цехах и подразделениях авиационного завода митингах передовики производства приняли решение считать себя мобилизованными до разгрома врага и единодушны дали обязательство работать по-фронтовому, не уходить из цеха, не выполнив дневного задания.

С самого начала завод задумывался как оборонный, предназначенный для выпуска боевых самолетов. Выпускаемые с 1936 года самолет Р-6 (Ант-7) во время войны служили перевозчиками вплоть до 1944 года. Налаженное с 1938 года производство самолета ДБ-3, в условиях военного времени потребовало нового подхода. На заводе была осуществлена коренная перестройка работы, захватившая все стороны деятельности коллектива. Руководство завода в кратчайшие сроки разработало и внедрило ряд мероприятий. Был введен двухсменный график работы, 12-ти часовой рабочий день без выходных, принят суточный график сдачи самолетов по боевой готовности.

Для обеспечения суточного графика сдачи готовых к бою самолетов был внедрен поточно-стендовый метод сборки в агрегатно-сборочных цехах и в цехе окончательной сборки, налажена сборка боевых машин на конвейерной линии. Были созданы поточные линии внестапельной сборки консолей крыла, мотоотсеков, фюзеляжа с перемещением на специальных тележках.

Война оторвала от мирного труда наиболее трудоспособных и квалифицированных тружеников. Чтобы заменить ушедших на фронт работников, авиастроители овладевали несколькими специальностями и учились работать на различных станках. Другой мерой по компенсации нехватки рабочей силы было привлечение к труду женщин, подростков, достигших 14-летнего возраста и всех желающих помочь своим трудом Красной Армии. Через заводскую газету группа женщин — Ожерельева, Кузьмина, Забелина, Ковалева - обратилась ко всем женщинам с призывом овладеть вторыми профессиями, чтобы заменить мужчин, уходящих на фронт. Начальник ПРБ Будяк, экономисты Савина, Калинина, бухгалтер Радионова, плановик Гуляева, секретарь Никитина овладели специальностью токаря, учетчица Ильина встала на разметку.

С первых месяцев военного периода вошло в практику создание «фронтовых бригад». Все категории работающих были охвачены разными формами соревнования. Приняло массовый характер лунинское движение за сохранение оборудования и удлинение межремонтного цикла. Лучшие лунинцы И.П. Пастух, Колачева, Л.Е. Рыжакова и другие призвали станочников «беречь свой станок, как воины Красной армии берегут винтовку или пулемет».

Повседневная борьба за повышение производительности труда стала важнейшим фактором обеспечения успешной работы. Ширилось стахановское движение, появились движения двухсотников, трехсотников и даже тысячников. Слесарь-стахановец И.Е. Никитин выступил инициатором снижения норм времени на деталях, которые он обрабатывал. Его примеру последовали многие другие.

Чтобы достичь таких результатов, рабочим приходилось работать на нескольких станках одновременно, экономить металл и горюче-смазочные материалы. Первыми многостаночниками стали фрезеровщики Савицкий и Кочур, токари А. Денисов, Н. Рыбаков и Д. Еременко.

О героическом труде передовиков производства неоднократно сообщало Совинформ-бюро в передачах московского радио.

К концу 1941 года завод стал испытывать острый недостаток в материально-техническом обеспечении производства из-за временного прекращения поставок от предприятий, расположенных в западных районах страны.

Наряду с модернизацией устаревших станков, сокращением сроков ремонта, переналадок, увеличением партий запуска была поставлена задача изготовления недостающего оборудования. Это заставило коллектив авиастроителей решать многие задачи собственными силами.

В предельно сжатые сроки было изготовлено свыше 100 единиц оборудования, в том числе токарно-винторезные станки типа Т-26М, токарные полуавтоматы, кривошипные прессы усилием 25 и 36 тонн, гаечные автоматы, волочильные станки, винтовые прессы и другое оборудование. Было освоено кокильное литье сложных отливок. Уже в третьем квартале 1941 года завод сумел обеспечить выполнение увеличенного плана выпуска самолетов и наладить их сдачу по суточному графику, утвержденному министром.

Напряженный темп работы обеспечил фронт в 1941 году 385  самолетами. Согласно отчету директора о работе за 1941 год в первом полугодии завод выпустил 82, а во втором уже 303 боевых самолета.

Но темпы поставки боевых машин необходимо было наращивать: план 1942 года превышал предыдущий на 67 %.

Острейшей проблемой являлась нехватка производственных площадей. Эту задачу специалисты завода решили постройкой антресолей в виде двух пролетов длиной 55 и 65 м. Конструкция антресолей выдерживала нагрузку 400 кг/м2. Отдельные производственные участки размещали в складских помещениях. Были достроены отдельные корпусы из переданных помещений завода № 130. В механических и слесарно-сварочных цехах внедрялись поточные линии обработки наиболее трудоемких деталей. Созданный цех по изготовлению шасси полностью освоил этот сложный объем, и завод перестал зависеть от поставок шасси с западных заводов.

Дефицитные материалы заменяли на более доступные. Вместо жаропрочной стали ЭЯ1Т для выхлопных коллекторов стали использовать алитированную углеродистую сталь 20. Сотни тонн стратегически ценного свинца, идущего на изготовление штампов, удалось сберечь за счет внедрения штампов из термопластической композиции, что было признано изобретением (авторы К.Н. Классиди и В.Н. Барсуков).

Освоено изготовление амортизаторов типа «лорд» под установку приборов из переработанных отходов резины.

Острая нехватка дюралюминия привела к необходимости изготовления некоторых узлов самолета из дерева. С осени 1941 года на серийные самолеты стали устанавливать деревянные носовую часть фюзеляжа (кабину штурмана), пол кабины пилота и хвостовой обтекатель.

Опыт боевого применения ДБ-3 и ДБ-3Ф в начальный период войны выявил необходимость улучшения некоторых боевых и летных качеств самолетов. Потребовалось ввести четвертого члена экипажа — стрелка для обслуживания нижней люковой установки, верхнюю турель МВ-3 с пулеметом ШКАС калибра 7,62 мм заменили усовершенствованной турелью УТК-1 с пулеметом УБТ калибра 12,7 мм. Рабочие места стрелков защитили броней. К внешним бомбодержателям подвесили два топливных бака общей вместимостью 525 кг.

Благодаря совершенствованию летно-тактических и конструктивно-технологических характеристик область боевого применения самолетов Ил-4 была чрезвычайно широкой - в качестве дальнего разведчика, торпедоносца, минного заградителя, средства десантирования людей и грузов. В тот период модернизированный бомбардировщик получил новое имя - Ил-4.

На протяжении всего военного периода продолжалось совершенствование технологий и организации производства.

Несмотря на сложную обстановку с материально-техническим снабжением, обеспечением кадрами, завод перевыполнял производственные задания. Во Всесоюзном соревновании заслуги коллектива отмечены 22 раза.

Обеспечивая успешное выполнение государственных заданий по выпуску боевых самолетов, завод в годы Великой Отечественной войны непрерывно развивал мощности. За период с 1 января 1941-го по 1 января 1945 года мощ­ности завода выросли по производственным площадям в 2,6 раза, по оборудованию — в 1,9 раза. Объем производства за этот период увеличился в 2,6 раза, причем численность производственных рабочих в 1945 году была на уровне 1941 года. Авиастроители, по-боевому трудившиеся в цехах, строили по два-три самолета в сутки. Вновь построенные боевые машины отправлялись на фронт.

Всего за годы войны благодаря массовому трудовому героизму на заводе было построено 2757 дальних бомбардировщиков, почти половина от общего количества самолетов, выпущенных на предприятиях страны:

  • 1941 год ДБ-3Б - 25 шт., ДБ-3Ф 360 шт.
  • 1942 год Ил-4 -  637 шт.
  • 1943 год Ил-4 - 658 шт.
  • 1944 год Ил-4 - 597 шт.
  • 1945 год Ил-4 - 480 шт.

До конца войны Ил-4 действовали на всех фронтах. Уже в первый день Отечественной войны целями ДБ-3 и Ил-4 стали наступающие колонны врага. Бомбардировкам подверглись скопления войск под Кенигсбергом, Мемелем, Варшавой. Именно Ил-4 бомбил Берлин в августе 1941 года. Он стал настоящим самолетом-солдатом и оставался основным советским дальним бомбардировщиком вплоть до появления Ту-4, ему был присвоен титул «легендарный бомбардировщик». Последние боевые вылеты Ил-4 выполнил на Дальнем Востоке в период войны с Японией.

Самоотверженный труд коллектива завода был по достоинству оценен правительством. 18 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий правительства по производству боевых самолетов, авиационный завод первым на Дальнем Востоке был награжден Орденом Ленина.

С 01.07.1940 по 23.08.1944 директором завода был Дмитрий Александрович Тимофеев. 7 февраля 1945 года, при перелете в Польшу для изучения захваченной немецкой техники погиб в авиационной катастрофе.

Его приемником стал Михаил Григорьевич Медков. За время работы директором уделял большое внимание условиям проживания рабочих и служащих, занимался благоустройством рабочего поселка. На предприятии в это время также был развернут крупномасштабный выпуск товаров народного потребления (всего 112 наименований).

Помощь Красной Армии

Наряду с выполнением правительственных заданий, особое внимание уделялось строительству жилья и учреждений (были построены поликлиника, детский сад, баня), выпуску товаров народного потребления. Увеличилось подсобное хозяйство (было организовано пчеловодческое хозяйство и рыболовецкие бригады). В 1942 году организовано производство спецодежды: халатов, рукавиц, резиновых сапог, различной посуды. Одновременно оказывалась помощь сельскому хозяйству края. Изготавливались запасные части к тракторам и комбайнам.

Также в сентябре 1941 года в цехах и отделах был начат сбор теплых вещей для воинов действующей армии. На склад завода поступило более 4 тысяч вещей: полушубки, валенки, ватные брюки и фуфайки, шапки, свитера, комплекты теплого нательного белья, рукавицы.

Величайшая самоотверженность авиастроителей проявлялась не только в героическом труде во имя победы, но и в развернувшемся движении по сбору личных средств и сбережений в Фонд обороны. На митингах трудящиеся завода постановили: ежемесячно отчислять в фонд обороны однодневный и двухдневный заработок. Многие вносили наличные деньги или перечисляли из своих сбережений.

17 августа 1941 г. по инициативе ЦК ВЛКСМ был проведен первый всесоюзный воскресник с отчислениями заработка в фонд обороны. Многие вносили наличные деньги или перечисляли из своих сбережений. Было собрано 1 203 700 рублей на постройку самолетов.

15 ноября комсомольцы завода проявили новую инициативу — начали сбор средств на постройку звена бомбардировщиков «Дальневосточный комсомолец». Трудящиеся на собраниях решили отчислить на постройку звена от 10 до 15 процентов своего ноябрьского заработка, многие вносили наличными от 500 до 3 000 рублей. Почин был подхвачен по всему Дальнему Востоку. Завод делал самолеты и на средства, собранные у населения. Эти самолеты шли сверх плана: «Амурский комсомол», «Комсомол Приморья», «Хабаровский чекист», «Комсомолец Приамурья», «Трудовые резервы», «Хабаровский пионер», «Хабаровский Комсомол» «Комсомол Молдавии», «Дальневосточный чекист» - названия были написаны на бортах самолетов.

В феврале 1943г. коллектив завода собрал 2,5 млн. рублей на строительство боевых самолетов.

Преодолевая величайшие трудности военных лет - непрерывные увеличения мощностей производства, освоение новых технологических процессов, нарушение поставок материалов и комплектующих, неустроенный быт и ответственность за срыв планов, не щадя сил заводчане делали все, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом, совершив настоящий трудовой подвиг.

По материалам книги А.Н.Рогинко «Могучие крылья России» и предоставленным Экспоцентром КнААЗ, подготовила Марина Комракова