Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина"

КнААЗ


Первый радист авиазавода

Комсомольский-на-Амуре авиационныйзавод традиционно славен людьми, которые работали и работают здесь. Но есть среди тысяч авиастроителей личности поистине легендарные, столь много успевшие сделать, что хватило бы на несколько жизней. Среди них – Андрей Семенович Зуев, один из первых на заводе специалистов по радиосвязи, участник трудового фронта, в послевоенное время командир летно-транспортного отряда завода.

Он родился в 1914 году в Воронежской области. После окончания семилетки, в 1930-м, пошел работать сначала учеником телеграфиста, потом телеграфистом. Одновременно, в 1930-1931 годах, учился на радиотехнических курсах в Воронеже.

В 1932 году по мобилизации комсомола был направлен на строительство будущего авиационного завода в качестве начальника радиостанции. Тогда ему не было еще полных 18 лет.

Студеной весной 1932 года на стареньком пароходе «Колумб» со второй партией строителей Андрей Зуев прибыл на место будущего Комсомольска-на-Амуре. Первые дни на новом месте, тяготы с разгрузкой оборудования, организация первой механической мастерской… Андрей Зуев в любом деле был в числе первых. Работал и грузчиком, и лесорубом, и землекопом, и строителем. Его честный труд был весомой частичкой всеобщего напряженного труда, результатом которого стал заложенный в июле 1934 года фундамент главного корпуса завода.

…В числе первоочередных на новом заводе была задача установления радиосвязи с «большой» землей. Зуева отправляют в командировку в Москву, откуда парень привозит небольшую радиостанцию. Ему же поручают смонтировать ее. На старой площадке был построен небольшой деревянный домик, где оборудовали станцию, домик, по воспоминаниям очевидцев, простоял до 1958 года.

А потом наступило солнечное первомайское утро 1936 года, когда из ворот сборочного цеха сияющие от радости такелажники выкатили первый самолет Р-6. К нему сбежались все, кто был на заводе. Ликующие заводчане взялись за крылья и прокатили его по ангару, игнорируя негодующие крики такелажников. И вот Р-6 поднялся в воздух, сделал несколько кругов над Амуром, городом, сопками и приводнился. Летчик-испытатель доложил руководству: «Машина работает отлично!».

Радость на всех не делится – она умножается. Чтобы порадовать жителей Хабаровска, самолет снова поднялся в воздух и взял курс на краевой центр.

А первого комсомольского радиста вызвал к себе директор завода К.Д. Кузнецов и поручил установить постоянную связь с Хабаровским аэропортом. Так пригодились профессиональные знания и навыки молодого специалиста по радиосвязи. На всем пути от Комсомольска до Хабаровска Андрей Зуев поддерживал связь с первым самолетом, сопровождал его в эфире.

Осенью 1938 года всю страну потрясло известие – самолет «Родина» с девичьим экипажем на борту, совершавший рекордный беспосадочный перелет на Дальний Восток, потерялся где-то в тайге. Андрей Зуев, в числе многочисленной группы спасателей, принимал деятельное участие в поисках и эвакуации самолета «Родина», был бортрадистом.

…На заводе начался серийный выпуск самолетов, оснащенных радиостанциями. Зуев работал радиотехником, начальником наземной радиостанции, старшим мастером по спецоборудованию самолетов. С 1938 по 1942 годы Зуев был бортрадистом по испытанию радио- и электрооборудования самолетов в воздухе. Через его умелые руки прошли все типы самолетов, выпускавшихся на заводе в то время.

…С первых дней войны работа на заводе была перестроена на военный лад. Авиастроители, по-боевому трудившиеся в цехах, строили по два-три самолета в сутки. Вновь построенные боевые машины отправлялись на фронт. Андрей Зуев в качестве бортрадиста входит в состав экипажа, перегонявшего истребители в Москву. В его летных книжках, за всё время его работы, зафиксирован налет свыше трех миллионов километров воздушных трасс. Кстати, за первый миллион километров Зуев был награжден почетным знаком ГВФ «Налёт 1000000 км». Всего таких знаков у него три. Летал в качестве бортрадиста и бортстрелка в экипаже с Героем Советского Союза летчиком-испытателем Б.К. Галицким. Два раза экипаж шел на вынужденную посадку, едва не попали в руки немцев. За участие в обеспечении боевой техникой фронта Андрей Зуев был награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

После войны на заводе была создана единая летно-техническая служба, в которой он продолжал работать. С 1955 по 1962 год Зуев выполнял обязанности командира заводского летно-транспортного отряда. В 1962 году был назначен начальником инженерно-авиационной службы. В этом же году уволен с завода в связи с уходом на пенсию.

По состоянию здоровья он вернулся на Родину, в Воронеж, где поступил на механический завод, на котором и работал до последнего дня своей жизни…

По материалам, предоставленным Экспоцентром КнААЗ, подготовила Марина Левина.
Крылья Советов. № 50, 2014 год.