Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина"

КнААЗ


Забвению не подлежит

В архивах «КС» много ценных материалов о разных периодах истории завода. В разделе «Фронт и тыл – едины» этот, безусловно, занимает одно из центральных мест.

В нем письмо, присланное еще в 1991 году в адрес заводского музея Героем Советского Союза Алексеем Николаевичем Котом, штурманом авиации дальнего действия. Вместе с ним – отрывок из его книги «Отечества крылатые сыны» с дарственной надписью:

«Трудовому коллективу дважды орденоносного авиационного завода им. Ю.А. Гагарина, ветеранам – непосредственным участникам создания самолетов Ил-4 в знак высокого уважения. Герой Советского Союза, гвардии полковник запаса А. Кот».

В письме говорится:
«…Вы правы, когда пишете, что труженики вашего завода, преодолевая огромные трудности, всю войну выпускали самолеты Ил-4. Эти самолеты были на уровне лучших мировых стандартов, в чем в полной мере убедились мы, авиаторы 10-го гвардейского Краснознаменного Сталинградско-Катовицкого полка, как и авиаторы всей авиации дальнего действия.

В своих книгах и многочисленных газетных и журнальных статьях я писал об этом. Всегда отмечал и боевые качества Ил-4, и заслуги тружеников завода, выпускавших эти самолеты.

Посылаю вам материал, посвященный вашему заводу.

26 марта 1972 года газета «Молодой дальневосточник» поместила мой материал. В нем говорилось: «В течение десяти лет я имел честь и счастье служить в гвардейском краснознаменном авиационном бомбардировочном полку. В нашей дружной многонациональной семье было воспитано 29 Героев Советского Союза.

В самые трудные дни борьбы нас, воинов, поддерживали труженики тыла. Вот и в 1942 году летом у нас на аэродроме появился самолет с надписью «Хабаровский комсомолец». В формуляре была обнаружена интересная запись комсомольцев-дальневосточников. Мы восприняли эту запись как наказ фронтовикам и старались его выполнять.

Мне думается, что рассказ о первом боевом полете будущего Героя Советского Союза Парахина на самолете – подарке заводских комсомольцев – вызовет интерес.

Может, случится так, что найдутся авторы той записки…».

В этом номере вместе с письмом мы решили привести отрывки из статьи в «Молодом дальневосточнике» и книги А.Н. Кота. Адресуем эту публикацию особенно молодым читателям, которые узнают для себя очень многое не только о первом пилотаже Ил-4 и летчике Парахине, но о заводе, который все годы Великой Отечественной войны был солдатом.

«…Весной 1942 года в наш полк для прохождения службы прибыл Ефим Парахин, комсомолец, уроженец Орловской области. Он был новичком в полку, но не новичком на фронте. С первого дня войны Парахин, пилот гражданского флота, помогал фронту, доставляя оружие, боеприпасы, продовольствие в осажденный Ленинград, а обратным рейсом вывозил раненых воинов и детей на «Большую землю».

Июнь 1942 года. Наш полк базировался на аэродроме в Липецке. Вылетая для нанесения бомбовых ударов по врагу, мы, летчики, с горечью и тревогой наблюдали, как все дальше на восток перемещается линия фронта, горят города и села.

13 июня 1942 года впервые Ефим Парахин должен лететь на боевое задание на Ил-4. по данным разведки на аэродроме Брянска большое скопления фашистских самолетов. Нам поставлена задача: уничтожить самолеты, разрушить служебные помещения, вывести из строя летное поле.

Штурман лейтенант Обрубов проложил маршрут на карте, произвел необходимые расчеты, стрелок-радист сержант Козлов и воздушный стрелок рядовой Дудка подготовили и проверили радиостанцию и пулеметы. Техники опробовали моторы и подвесили бомбы.

На фюзеляже бомбардировщика надпись: «Хабаровский комсомолец». Самолет-подарок фронту от комсомолии Дальнего Востока. Об этом личный состав полка узнал несколько дней назад. Но только сегодня техник самолета обнаружил в формуляре интересную записку. Он вручил ее командиру. Парахин зачитал вслух:

«Нас не берут на фронт, говорят, мы молоды, хотя нам уже по 16-17 лет. Комсомольцы Хабаровщины отправляем на фронт боевой самолет. Несите на этих крыльях смерть бесноватому Гитлеру и колченогому Геббельсу. Смерть немецким оккупантам!».

Взволнованные слова заводских комсомольцев прозвучали как наказ экипажу.

Один за другим поднимаются в небо бомбардировщики. Сделав круг, берут курс на запад. Крепко держит штурвал самолета Парахин. Ночь. Темнота окутала самолет. Но вот вдали видны огни пожаров, разрывы снарядов, взлетают ввысь ракеты – это линия фронта.

В небе ярко светят звезды. Внизу непроглядная темень. Вдруг слева устремился ввысь яркий луч прожектора, за ним второй, третий. В районе Орла все встревожено гулом наших бомбардировщиков, летящих к Брянску.

Пока полет проходит нормально. Многочисленные приборы в кабине показывают, что все агрегаты самолета работают четко. Скоро – цель.

И в это время впереди вспыхивают «воздушные фонари». Это наши самолеты сбросили осветительные бомбы. За ними посыпались фугасные и зажигательные. Работа началась.

В момент вражеский истребитель подкрался к самолету Парахина. Трасса светящихся пуль устремилась к бомбардировщику. Барабанная дробь пуль ударила по фюзеляжу, крыльям. Резким движением рулей Ефим уводит бомбардировщик в сторону, а стрелки Козлов и Дудка метким огнем пулеметов сбивают фашистский самолет. Через несколько мгновений он врезался в землю, взорвался.

Но самолет Парахина получил много пробоин. Повреждено управление, с перебоями работает один из моторов.

Трудный путь предстоял экипажу. Надо было довести израненный самолет до аэродрома и посадить его. Уже работает только один мотор, на крыльях видны дыры, левое шасси вышло не полностью, а темнота по-прежнему непроглядная. Но вот впереди включен посадочный прожектор. Он осветил узкую полоску земли. В эту полоску и надо угодить – иначе беда…

Снижаясь, Ил неохотно слушается командира, высота совсем маленькая. Самолет вошел в луч прожектора, коснулся земли правым колесом. Но колесо не выдержало, сложилось. И машина легла на левое крыло. Предусмотрительный командир перед самой землей выключил мотор, перекрыл подачу бензина и предупредил пожар.

Так закончился первый боевой вылет молодого экипажа на бомбардировщике «Хабаровский комсомолец». Наказ комсомольцев завода и свою боевую задачу экипаж выполнил.

Герой Советского Союза Ефим Парахин до конца войны выполнил еще 342 боевых вылета на чудесном самолете Ил-4…».

Елена Кайгородова.
Крылья Советов. № 48, 2014 год.