Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина"

КнААЗ


Комсомольск и комсомольчане в годы войны

Известие о начале войны горожане встретили массовыми митингами на всех предприятиях, стройках, в учреждениях и учебных заведениях. С первых дней войны сотни жителей города пришли в военкомат с заявлениями о добровольном уходе на фронт.

Свыше 40 тысяч комсомольчан сражались на фронтах войны. Среди них 18 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Это Ш.М. Абдрашитов, А.А. Бельгин, А.Н. Гайдаш, Е.А. Дикопольцев, А.Ф. Кретов, И.В. Ларев, А.П. Маресьев, А.А. Павловский, П.А. Плешков, П.Ф. Поросенков, М.И. Родионов, М.П. Сазонов, А.В. Скворцов, Г.Г. Тарасов, И.С. Хоменко, А.Г. Черноморец, С.Ф. Швецов, П.С. Шемендюк.

В городе была создана система подготовки гражданского населения по военным специальностям через систему Всеобщего обучения (Всевобуча) и различные общества, такие как Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ), а также физкультурно-спортивные объединения. К началу войны было подготовлено 30 тыс. бойцов, в том числе 14 тыс. лыжников. 

Дальневосточный фронт стал надежной кузницей резервов для действующей армии. В 4 часа утра 29 июня 1941 года отсюда ушел первый эшелон бойцов. В грандиозных сражениях войны приняло участие свыше 1 миллиона посланцев ДВФ. Более 100 тысяч воинов отправили на сухопутные фронты Тихоокеанский флот и Краснознаменная Амурская флотилия.

В боях и сражениях Великой Отечественной войны 8 дальневосточных соединений заслужили почетное звание гвардейских.

Активно участвовала в боях под Москвой 413-я стрелковая дивизия, которая была сформирована в августе 1941г. Дислоцировалась она в Амурской области г. Свободный ст.Шимановская.

Осенью 1941 года в решающей битве за Москву участвовала сформированная в Приамурье 78-я стрелковая дивизия под командованием полковника А.П. Белобородова. В течение месяца плечом к плечу с героями-панфиловцами дальневосточники стойко защищали одно из самых ответственных направлений в обороне Москвы – Волоколамское шоссе. 78-я дивизия была преобразована в 9-ю гвардейскую.

Железную стойкость проявили комсомольчане - участники 422-81 Красноградской Краснознаменной ордена Суворова гвардейской мотострелковой дивизии, сформированной весной 1942 года на Дальнем Востоке. Это Герои Советского Союза Е. Дикопольцев и С.Ф. Швецов, получившие боевое крещение под Сталинградом. А также: А.С.Аникин, гвардии ефрейтор Е.В. Варнин, гвардии старший лейтенант И.П. Кайдалов, С.И. Николаев, гвардии капитан С.М. Пузанов, гвардии ефрейтор И.К.Соловьев, гвардии младший сержант Л.И. Сяткин, гвардии старший сержант А.Е. Шмаков.

Многие комсомольчане сражались под Сталинградом в составе других частей и соединений. И.Д. Сидоренко воевал в составе 205 стрелковой дивизии, сформированной в г. Хабаровске. С фронта не вернулось более 5 тысяч бойцов, их имена названы в Книгах Памяти Хабаровского края и высечены на Мемориальном комплексе комсомольчанам, павшим в боях за Родину в годы 1941-1945 гг.

Комсомольск в годы войны находился в глубоком тылу, и все усилия жителей были направлены на выпуск военной продукции, на помощь фронту. Комсомольчане собрали и отправили на фронт 4 вагона индивидуальных подарков теплой одежды и других вещей. Жители участвовали в сборе денежных средств на приобретение боевой техники.

Война внесла свои коррективы в жизнь судостроительного завода, носивший в то время номер № 199. Изменился профиль работы судостроительного предприятия. Фронту как воздух требовалось оружие и боеприпасы. И завод осваивал в своих цехах производство фугасных бомб ФАБ-250 весом 250 килограмм, и ФАБ – 100 весом 100 кг и снарядов. По собственной инициативе судостроители взялись за производство авиационных осколочных бомб АО-10 и опорных плит для минометов. Рабочий день составлял 11 часов. Не хватало рабочих рук, у станков стояли женщины и подростки.

В 1938 году заложили самые мощные корабли своего времени – боевые крейсера проекта 26 БИС. Примером такого судна может стать крейсер «Каганович». Для него оборудование было построено на заводах-поставщиках, оказавшихся на оккупированной территории. Комсомольчане своими силами решали эти проблемы: изготовили большинство механизмов и деталей в цехах завода. 30 декабря 1944 года мощный корабль был принят на вооружение ВМФ.

В 1945 году война с фашисткой Германией приближалась к концу, но милитаристская Япония, вступившая в мировую войну, не собиралась складывать оружие, держа у границ СССР большую армию и всячески препятствуя судоходству.

Но своевременной переброске по железной дороге в Советскую Гавань армии и вооружения могло помешать отсутствие моста через р. Амур.

В 1944 году завод получил сложное задание – за 1 год подготовить производство и построить паромные корабли! (вместимость: 32 двухосных ж/д вагона, общим весом – 1 000 тонн).

31 июля 1945 года сдан паром «Волга»; 30 сентября 1945 года сдан паром «Дон».

За период Японской компании паром перевёз 400 паровозов, более 3 тыс. вагонов с грузами, основную массу десантных войск для освобождения Южного Сахалина и островов Курильской гряды.

За период 1941по 1945 гг. завод построил и сдал флоту 9 боевых кораблей и 2 парома. Также успешно прошли ремонт 17 подводных лодок ТОФа.

В конце 1943 года на заводе был организован цех ширпотреба. За время войны выпустил свыше 42 тыс. различных изделий, в том числе кровати, кастрюли, ведра, лопаты и прочие бытовые мелочи.

На всех предприятиях страны активизировалась социалистические соревнования. Цель: помочь максимально фронту. В первые годы войны на заводе возникли комсомольско-молодежные фронтовые бригады (их насчитывалось 295).

Приняли труженики завода участие и в создании фонда обороны страны, перечислив менее чем за 2 года из своего заработка на строительство танковой колонны и звена бомбардировщиков «Хабаровской комсомол» 12 млн. рублей. Для защитников Родины было собрано 20 тыс. теплых вещей, белья, отправлено около 12 тыс. индивидуальных посылок.

Завод награжден первой высокой наградой – орденом Трудового Красного Знамени. 398 рабочих, инженерно-технических работников и служащих завода были награждены орденами и медалями.

Второй завод, построенный в Комсомольске еще до войны – авиационный, носивший № 126.

В 1940 г. начато освоение новой модификации самолета ДБ-3Ф (Ил-4). Освоение Ил-4 проходило в условиях недостатка площадей, технологического оборудования, рабочей силы. Отдаленность завода от поставщиков нарушала ритмичность поставки материалов и комплектующих изделий.

С первых дней войны на заводе была осуществлена коренная перестройка работы на военный лад. Был составлен суточный график сдачи готовых самолетов фронту. В июле 1941г. был выполнен план по сдаче самолетов головной серии, а это означало полную комплектацию для отправки на фронт. Напряженный темп работы обеспечивал выпуск 2-3 самолетов в сутки.

До конца войны Ил-4 действовал на всех фронтах. За годы войны дальняя авиация совершила более 220 000 боевых вылетов, сбросив на противника 2 000 000 бомб. Фронту было дано 2775 самолетов. За 1942 г. было выпущено рекордное количество самолетов – 695! Это самая высокая цифра выпуска самолетов. Был присвоен титул «легендарный бомбардировщик».

Огромную роль в годы ВОВ сыграло создание «фронтовых бригад», «фронтовых мастерских», «фронтовых цехов», которые стали создаваться с первых месяцев войны из состава ИТР и рабочих. Их задачи: модернизация устаревших станков; сокращение сроков ремонта; переналадка оборудования; изготовление недостающего оборудования. Первая партия станков собственного производства была готова к 1 января 1942 г. Всеми силами цехов было изготовлено свыше 100 единиц оборудования.

Острая проблема военного периода – недостаток рабочих кадров. Он восполнялся за счет многостаночного обслуживания, переквалификации служащих, рабочих, привлечением к труду домохозяек и подростков, достигших 14-летнего возраста. В 1940г. было организовано РУ-2, которое стало основным поставщиком молодых кадров.

В феврале 1943г. коллектив завода собрал 2,5 млн. рублей на строительство боевых самолетов. Свои личные сбережения отдали для этого рабочие, инженеры, служащие и технический персонал предприятия. На средства трудящихся Хабаровского края, г. Хабаровска, г.Комсомольска-на-Амуре, завод строил самолеты, на фюзеляже которых были начертаны слова: «Хабаровский чекист», «Комсомолец Приамурья», «Трудовые резервы», «Хабаровский пионер», «Хабаровский Комсомол» и д.р.

По заданию комитета обороны, наряду с военной продукцией, массовым порядком выпускали товары народного потребления. Одновременно оказывалась помощь сельскому хозяйству края. Изготавливались запасные части к тракторам и комбайнам.

За образцовое выполнение задания по выпуску боевых самолетов Ил-4 завод был награжден орденом Ленина.

В кратчайшие сроки были достроены те заводы, чья продукция была остро необходима фронту – Аккумуляторный, Амурсталь, Амурлитмаш, нефтеперерабатывающий.

Постановлением СТО (совет труда и обороны) СССР от 12 декабря 1935 года было предложено построить в Комсомольске-на-Амуре в 1936 году завод аккумуляторных морских батарей для обеспечения Тихоокеанского флота. К началу Великой Отечественной Войны было освоено лишь 36% строительно-монтажных работ. 12 апреля 1942 года аккумуляторный завод № 364 сумел дать первую продукцию: с конвейера сошел первый стартертный аккумулятор 3СТ-70. Через шесть месяцев после этого заводчане сделали первую морскую батарею 29 ЩН для подводных лодок. В конце октября 1942 года завод приступил к выпуску танковых батарей, которые шли на обеспечение Сталинградского фронта. За первый год работы завод выпустил почти четыре тысячи аккумуляторов.

15 февраля 1942 года вступил в строй завод «Амурсталь». Завод ещё не вступил в строй, а заказы на его продукцию уже поступили. Металл ждали многие предприятия Дальнего Востока, выпускающие боеприпасы.

15 февраля 1942 года началась первая плавка в мартеновском цехе. Слова, звучавшие на митинге: «Пусть эта плавка нашего завода польётся на головы фашистов». 

В первые годы ВОВ в работе завода сказывались условия военного времени, отсутствовали краны, рольганги, дисковые и гильотинные ножницы и т.д. Завод был укомплектован рабочей силой. Только 10% рабочих знали металлургическое производство.

В 1942 году было создано ФЗО № 5 на базе завода «Амурсталь». Через полгода выпускники вставали к станкам. Подростки одновременно учились и работали, недоедали, но осваивали мастерство плавки и проката. Многим из них делали подставки – скамеечки, чтобы они могли работать у станков. Все работали на скудной пайке, напряжено, сосредоточено, порой не уходя из цеха по несколько суток.

8 августа 1942 года вступил в строй завод «Амурлитмаш», который должен был стать арсеналом на Дальнем Востоке. В его номенклатуру кроме танков, корабельной и береговой артиллерии, входило стрелковое вооружение, изготовление корпусов снарядов, бомб, мин, патронов. 

Все заводы были связаны технологической цепочкой оборотного производства. В короткие сроки строился нефтезавод Оха - Комсомольск-на-Амуре. Машиностроителям было поручено изготовление муфт для соединения труб нефтепровода. Круглые сутки кузнечный цех завода штамповал эти муфты. Чего это стоило рабочим, техникам и инженерам, можно судить по рассказу первостроителя завода «Амурлитмаш» П.И. Рудько: «Работали в трудное время. Освещения в цехах тогда не было, и как только сгущались сумерки, люди работали при факелах. В цехах стояла минусовая температура, так как отопления тоже не было, и чтобы согреться, разжигали «мунгалы» (железные бочки с коксом) и продолжали трудиться перевыполняя плановые задания».

С ноября 1943 года завод производит ремонт сложной дорожной техники, которая поставлялась со строительства железнодорожной ветки Комсомольск – Советская Гавань.

Так же завод освоил сборку автомобилей марки «Студдербекер» из частей и узлов, поставляемых США. Автомашины отправляли на фронт.

В 1943 году завод перешел в систему Амурлага, поэтому кроме изготовления и ремонта оборудования изготавливали простейшие инструменты, ломы, кирки, строительные скобы и т.д. Основные строительные работы выполнялись заключенными, их называли «контрики». Это были специалисты высокой квалификации, инженеры, технологи.

В первый, самый тяжелый период Великой Отечественной войны шло завершение строительства еще одного промышленного предприятия нашего города - нефтеперерабатывающего завода, который введён в эксплуатацию 1 декабря 1942 года

С увеличением производства военной техники, боеприпасов растёт потребность в нефтепродуктах.

Несмотря на броню и решительные протесты руководства военкомат призвал добровольцев с нефтезавода. На их место пришли женщины и подростки. На заводе работало 25 фронтовых бригад, которые перевыполняли план в два раза.

В зиму 1941-1942 гг. морозы были суровыми. В этих условиях люди рыли траншеи, работали день и ночь, ночевали у костра.

Для работников завода был установлен 11-часовой рабочий день. Для снабжения завода сырьём было начато строительство нефтепровода Оха – Комсомольск-на-Амуре.

Завод испытывал острый недостаток в квалифицированных кадрах. Их пришлось готовить на месте, обучая сложному технологическому процессу.

Приказом наркома нефтяной промышленности от 22 декабря 1943 года Комсомольскому нефтезаводу был присвоен № 409. В цехах была установлена двухсменная работа по 12 часов без выходных дней. За этот год завод переработал 191 тыс. тонн сахалинской нефти.

Помощь фронту проявлялась во всём. Был организован сбор теплых вещей. Более 2000 посылок – подарков заводчане отправили на фронт. Участвовали они и в сборе денежных средств на приобретение боевых самолетов, танков, реактивных минометов.

Великая Отечественная война приостановила темпы жилищного и культурно-бытового строительства. Все силы строительных организаций были брошены на завершение строительства промышленных предприятий: завода «Амурсталь», аккумуляторного завода и нефтезавода. Проектные работы были прерваны, и до 1950 г. строительство велось по проектам застройки отдельных кварталов и участков, разработанных в соответствии с Генеральным планом 1939 года.

К началу войны жилищный фонд в городе был крайне низок. Он состоял в основном из неблагоустроенных домов и бараков. Но всё же в войну, несмотря на колоссальные трудности, строилось и жильё, и другие невоенные объекты. В 1944 году были построены поликлиника, баня, детский сад, в ноябре 1944 года был сдан в эксплуатацию Дом культуры судостроителей. Это было огромным событием для всех горожан. Также в годы войны строился Дом Советов (сегодня это здание администрации города). Он был сдан в 1945 году. 

Когда на фронтах Великой Отечественной войны шли ожесточенные сражения, а в тылу миллионы подростков заменили у станков взрослых, Совет Народных Комиссаров принял постановление о создании школ рабочей молодежи. Страна, даже в самое трудное для нее время, не могла допустить, чтобы молодое поколение вышло в жизнь малообразованным. Новая форма занятий, учебная программа дали возможность юношам и девушкам, напряженно работающим днем, получить систематическое образование. В 1943 году первые школы рабочей молодежи были созданы в нашем городе.

В годы Великой Отечественной войны учителя и учащиеся школ показали образцы мужества и героизма.

Весь выпускной класс средней школы № 1 ушёл на фронт. И сама школа, в годы войны став мужской, из года в год держала переходящее Красное знамя ГорОНО, внесла большую лепту в сбор денежных средств на строительство дальневосточной эскадрильи - самолетов для фронта, для победы над врагом.

В 1940 году была открыта школа № 26. В годы Великой Отечественной войны на средства, собранные коллективом школы, был построен катер «Морской охотник» и собраны подарки в фонд помощи детям фронта. Горячий привет и благодарность получили преподаватели и ученики от товарища Сталина в телеграмме, напечатанной 23 июля 1944 года в газете «Дальневосточный комсомольск».

На базе средней школы, расположенной по проспекту Сталина, был развёрнут эвакогоспиталь № 999.

В 1941 году было построено 2-х этажное кирпичное здание для госпиталя на 300 коек. Помимо оказания медицинской помощи госпиталь был в центре подготовки медицинских работников: врачей, медицинских сестер по военно-полевой хирургии для работы на фронте.

В Комсомольске-на-Амуре к 1941 издавалась городская газета «Сталинский Комсомольск» - это настоящая хроника всех происходящих в это время событий. Из нее комсомольчане узнавали о событиях на фронте, о земляках-фронтовиках и, конечно, о трудовом подвиге жителей города, которые приближали Победу. Большая часть статей была посвящена трудовому подвигу комсомольчан. Газета призывала равняться на стахановцев, быстро выполнять заказы для фронта.

В городе работало городское радио, типография, около 30 библиотек, 16 клубов, два кинотеатра, три парка культуры и отдыха.

Городской драматический театр ставил пьесы русских классиков и советских драматургов. Комсомольчане с большим желанием посещали концерты и спектакли, несмотря на то, что Комсомольск был оборонным городом, трудовым, и рабочий день на производстве длился от 9 до 12 часов.

Клубы нашего города начали перестройку работы на новый лад, отвечающему духу военного времени. Они показывали антифашистские фильмы, отражающие героическую борьбу нашего народа.

С первых дней Великой Отечественной войны в соответствии с условиями военного времени была перестроена работа всех культурных учреждений.

Из работников промышленных предприятий и строек создавались агитбригады. Молодые люди разрабатывали сценарии так называемой «живой газеты», где в острых частушках осмеивали бракоделов и лодырей, славили ударников. Члены агитбригад выступали на производстве во время обеденных перерывов, перед началом спектаклей, концертов, в домах, общежитиях, красных уголках.

Чрезвычайно популярны среди участников художественной самодеятельности были частушки о международном положении и пародии на Гитлера и его окружение. В годы войны в пропаганде и агитации, направленной против врага, активно работал первый художник города Г.А. Цивилёв. Он сотрудничал с редакцией газеты «Сталинский Комсомольск», выпускал «окна сатиры» под названием «Удар по врагу», создал серию рисунков «Ужасы фашизма».

В июле 1941 года под угрозой фашистской бомбардировки оказались многие важные объекты г. Москвы, в том числе и Дом Всесоюзного радио. Возникла необходимость создания филиалов для ведения радиопередач на зарубежные страны.

Один из таких филиалов был создан в г. Комсомольске-на-Амуре. Его возглавлял зам. председателя Всесоюзного радио В.А.Гончаров. Передачи велись на США, Великобританию, англо - язычные страны, Китай и страны Индо-Китая.

Директором радиопередач на США работал Ллойд Паттерсон; редактором американской редакции - А.И. Стенли; редактором по китайскому вещанию - Ян Хин Шун. Интернациональная группа Всесоюзного радиокомитета осуществляла работу в нашем городе с декабря 1941 года по июнь 1944 года.

Средства массовой информации старались укрепить в людях веру в победу, настроить их на непрекращающуюся борьбу с врагом любыми средствами – у станков, в госпиталях или на линии фронта.

Это был подвиг советских людей в тылу, который был приравнен к подвигу на фронте.

Крылья Советов. 2015 год.