Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина"

Уникальные экспонаты

Модельный ряд самолётов производства КнААПО

Модельный ряд самолётов производства КнААПО – это красочная иллюстрированная повесть об исторических вехах комсомольского-на-Амуре авиационного объединения. Идея собрать подобную коллекцию принадлежит сотруднику музея Русяеву В.И., который в начале 2000-х годов приступил к сбору моделей.

Открывает модельный ряд первенец завода – самолёт Р-6, это первая модель, поступившая в музей. Далее в музейной коллекции появились модели самолётов ДБ-3Б, ДБ-3Т, Ил-4, Ли-2Т, МиГ-15 бис, МиГ-17, МиГ-17Ф, Су-7, Су-7Б, Су-7БМ, Су-7БКЛ, Су-7БМК, Су-7У, Су-7УМ, Су-17 (85 серии), Су-17 (92 серии), Су-17М, Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-17 УМ, Су-17УМ3, Су-20, Су-22, Су-22М, Су-22М3, Су-22М3, Су-22М4, Су-22М4Р, Су-22УМ3, Су-22УМ3К. Авторы этих моделей - комсомольчане Педан Юрий Владимирович и Башловка Александр Николаевич.

Модели самолётов семейства Су-27 были изготовлены группой специалистов модельной мастерской КнААПО: Су-27, Су-27СК, Су-27СКМ, Су-33, Су-35, Су-30МК.

Все вышеперечисленные модели выполнены в одном масштабе – 1:48.

Особое место в модельном ряде занимает тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в масштабе 1:350, на палубе которого расположены корабельные истребители Су-33. Изготовил модель для музея в 2008 г. Матвиенко Алексей Леонидович.

Здесь также представлены модели гражданских проектов КнААПО – самолёты Бе-103, Су-80 ГП, SSJ-100.

Кроме того, в экспозиционных залах музея демонстрируются модели самолётов в масштабе 1:10 – Бе-103, Су-35, Су-27СМК.

Переходное знамя стройки № 126. СССР

Год создания: 1930-е годы.
Размер: 142х104
Место создания:
Материал: ткани шёлковые, нити шёлковые, бахрома из х/б нитей.
Техника: вышивка гладью, вышивка машинная петельчатым и тамбурным швом, ткачество.

Токарно-винторезный станок модели 26 М

Год создания: 1942 год
Место создания: завод № 126 (г. Комсомольск-на-Амуре)
Материал: чугун, сталь
Техника: литье, токарная обработка, штамповка
Размер: длина – 2610 мм, ширина – 1275 мм, высота – 1310 мм

Дополнительная информация: эти станки в военное время сыграли большую роль в наращивании мощностей завода. Увеличение выпуска боевых самолётов требовало введения в производство нового металлообрабатывающего оборудования. Ждать помощи от поставщиков в условиях военного времени не представлялось возможным. Группа конструкторов под руководством главного механика завода Г.П. Люляева решила проблему нехватки станков, отсутствия опыта в изготовлении подобного оборудования и необходимых материалов. Разработкой и модернизацией станка 26М занимался инженер-станкостроитель Н.Г. Федосеев. За рекордно короткие сроки (5 - 6 месяцев) было изготовлено 33 станка силами ремонтно-механического цеха под руководством заместителя начальника цеха А.Г. Ефременко.

Свыше 20 лет эти станки служили заводу, прежде чем были сняты с производства по износу. Некоторые из них проработали более 35 лет. Один из них установлен в музее.

Благодарственная телеграмма И.В. Сталина работнику завода, слесарю цеха № 1 И.М. Хохлову, сдавшему на постройку звена бомбардировщиков 10000 рублей из личных сбережений. 1941 год


Лицевая сторона

Оборотная сторона

 

Диорама «Старая площадка». 1936 год

Ф.И.О. автора работы: Смирнов Анатолий Павлович (1945 – 1999 гг.), член Союза художников РФ
Год создания работы: 1999 г.
Материал: дерево, гипс, оргстекло, картон, природный материал и др.
Дополнительная информация: «Старая площадка» - это собирательное название района, где началась расчистка участка под строительство завода и жилого посёлка согласно первому генеральному плану строительства завода № 126

Диорама создана по воспоминаниям первостроителей и является копией первой стройки завода № 126 начала 30-х годов 20 века на месте бывшего нанайского стойбища Дзёмги. Для создания диорамы была сформирована инициативная группа первостроителей, в которой были задействованы: К. Г. Маршалов, Д. П. Иванов, И. А. Николаев, П. З. Зайцев. Совместно с сотрудниками заводского музея и художником они выезжали непосредственно на место стройки посёлка и завода. По воспоминаниям очевидцев и оставшимся документам скульптор А. П. Смирнов разработал эскизный проект диорамы, в котором воссоздал облик «Старой площадки». Им был написан живописный фон на заднем плане диорамы, создан природный ландшафт берега Амура, воспроизведены в объёме первые постройки, возведённые строителями завода. В диораме художник реконструировал гидроспуск, с помощью которого испытывали первые самолёты завода, на нём была установлена модель самолёта Р-6, такая же модель «парит» над посёлком. В воплощении эскиза диорамы принимали участие заводчане – специалисты цехов № 27 и 50.

В 2004 году диорама была дополнена художниками И. Г. Грабовским и Г. Н. Захаркиным. Ими были воссоздана левая часть живописного фона диорамы, а также внесены изменения в центральной части панорамы: здесь появился главный корпус завода на новой стройплощадке, удалённой от Амура на 4,5 км в глубь тайги (согласно второму генеральному плану строительства завода № 126). Возведение новой площадки началось зимой 1933 года, этому предшествовало наводнение в августе – сентябре 1932 года, в результате которого готовая к закладке фундамента первого заводского корпуса площадка была полностью затоплена. От старой площадки к новой стройке была проложена узкоколейная дорога, соединившая склады на берегу Амура с новой строительной площадкой.

Официальное название «Старой площадки» – посёлок Менделеева.